Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Проект ПС" Крючковой Е.Ю. на решение Бабушкинского районного суда г.Москвы от 19 февраля 2019 года и постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N10/2-18-154-187/2018 от 28 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО "Проект ПС",
УСТАНОВИЛ:
22 августа 2018 г. государственным инспектором в области охраны окружающей среды на ООПТ в отношении ООО "Проект ПС" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведение административного расследования по ст. 8.39 КоАП РФ.
13 ноября 2018 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды на ООПТ в отношении ООО "Проект ПС" составлен протокол о нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории ООПТ ПИП "Останкино", предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
28 ноября 2018 г. заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ ГПБУ "Мосприрода" вынесено постановление N 10/2-18-154-187/2018 от по делу об административном правонарушении, которым ООО "Проект ПС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение требований ч.2 ст.30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО "Проект ПС" ООО "Проект ПС" обратилась в суд с жалобой.
Решением Бабушкинского районного суда г.Москвы от 19 февраля 2019 года постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N10/2-18-154-187/2018 от 28 ноября 2018 года - оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Проект ПС" Крючкова Е.Ю. просит отменить постановление должностного лица и решение Бабушкинского районного суда, ссылаясь помимо прочего на то, что постановлением старшего государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды N0404-1351/2018/МПП от 12 ноября 2018г. Общество уже было привлечено к административной ответственности за то же самое административное правонарушение, предусмотренное ст.8.39 КоАП РФ за проведение земляных работ на территории, входящей в границы ООПТ ПИП "Останкино" по адресу: * без согласования с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения законного представителя ООО "Проект ПС" Шевякова А.В. и защитника Общества Крючковой Е.Ю, поддержавших доводы жалобы, проверив доводы жалобы, нахожу постановления должностного лица и судебное решение подлежащими отмене.
Согласно ч.2 ст.30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории; размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в границах особо охраняемой природной территории без согласования с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
Границы ООПТ Природно-исторический парк "Останкино" определены постановлением правительства Москвы от 29.12.1998 N 1012 "О проектных положениях по установлению границ особо охраняемых природных территорий" отнесен к особо охраняемым природным территориям, в соответствии с требованиями ч.2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Как усматривается из материалов дела, 21 августа 2018 г. в 14 час. 00 мин. в ходе обследования земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории ООПТ Природно-исторический парк "Останкино" по адресному ориентиру: *, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на ООПТ, выявлен факт проведения работ ООО "Проект ПС" которые могу привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти г.Москвы, что является нарушенгием требований ч.2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Отклоняя доводы заявителя о повторности привлечения юридического лица за аналогичное правонарушение, судья первой инстанции исходил из того, что юридическое лицо было привлечено за иное, не указав какое именно, правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ.
С таким выводом судьи нельзя согласиться.
Судья не принял во внимание, что к жалобе поданной в районный суд, заявителем приложена копия постановления старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды N 0404-1351/2018/МПП вынесенного 12 ноября 2018г, т.е. до даты составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу 13 ноября 2018 г. (л.д. 19-26), которым ООО "Проект ПС" признано виновным за проведение земляных работ на территории, входящей в границы ООПТ ПИП "Останкино" по адресу: * без согласование с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти, дата совершения административного правонарушения: 23 августа 2018 г.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
Таким образом, на момент составления государственным инспектором в области охраны окружающей среды на ООПТ в отношении ООО "Проект ПС" протокола об административном правонарушении от 13 ноября 2018г, Постановление старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды N 0404-1351/2018/МПП от 12 ноября 2018г, еще не вступило в законную силу в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ.
Также учитываю, что в судебном решении содержатся выводы о том, что ООО "Проект ПС" проводятся земляные работы с применением дорожно-строительной техники (экскаватора) без пропусков установленного образца на въезд транспортной техники на территорию ООПТ "Останкино".
Вместе с тем, в постановлении государственным инспектором в области охраны окружающей среды на ООПТ от 22 августа 2018 г. данные нарушения Обществу не вменяются.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Частью 5 ст.4.1 КоАП РФ определено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Положениями п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ определено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
С учетом изложенного, постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N10/2-18-154-187/2018 от 28 ноября 2018 г. и решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 19 февраля 2019 г. подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Руководствуясь ст.ст.30.6- 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ N10/2-18-154-187/2018 от 28 ноября 2018 года и решение судьи Бабушкинского районного суда г.Москвы от 19 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении по ст.8.39 КоАП РФ в отношении ООО "Проект ПС", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.