Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы законного представителя АО "Энергосеть-XXV" в лице генерального директора Иозефовича Д.Л. и защитника по доверенности Главатских О.Ф. на постановление начальника отдела Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N 18-44-Н03-00059/01 от 04 февраля 2019 года, на решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 20 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.18 КоАП г.Москвы, в отношении АО "Энергосеть-XXV",
установил:
постановлением начальника отдела Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N 18-44-Н03-00059/01 от 04 февраля 2019 года АО "Энергосеть-XXV" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, стороной защиты на него подана жалоба в Савеловский районный суд г.Москвы, решением судьи которого от 20 мая 2019 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд указанные акты должностного лица административного органа и судьи районного суда обжалуют генеральный директор АО "Энергосеть-XXV" Иозефович Д.Л. и защитник по доверенности Главатских О.Ф. по доводам поданных жалоб, согласно которым, неточно установлено место совершения административного правонарушения; информационный щит на момент проведения обследования имелся, только был прикреплен к ограждению с правой стороны, также велись работы по засыпке траншей землей, в связи с чем аварийное освещение, ограждения были раздвинуты, переставлены в другое место - с траншеи на котлован, что и было зафиксировано инспектором ОАТИ г.Москвы; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
В судебное заседание законный представитель АО "Энергосеть-XXV", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Главатских О.Ф, в полном объеме поддержавшей приведенные выше доводы жалоб, просившей их удовлетворить.
Представитель ОАТИ г.Москвы по доверенности Иванова Н.С. возражала против удовлетворения указанных жалоб, ссылаясь на то, что представленным фотоматериалом зафиксированы не только наличие проемов в ограждении строительной площадки, отклонение от вертикальной секции ограждения, отсутствие аварийного освещения и информационного щита, но и факт отсутствия рабочих на разрытых траншеях и котловане, а также занесенные снегом котлован и траншеи, что указывает на то, что какие-либо работы не велись.
Исследовав материалы дела, изучив доводы поданных жалоб, выслушав объяснения стороны защиты, представителя ОАТИ г.Москвы, нахожу оспариваемые акты должностного лица и судьи районного суда законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению в связи со следующим.
Частью 1 ст. 8.18 КоАП г.Москвы предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы правил производства земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства, в том числе отсутствие утвержденной проектной документации или необходимых согласований при проведении указанных работ, несвоевременное восстановление благоустройства территории после их завершения, непринятие мер по ликвидации провала асфальта (грунта), связанного с производством разрытий, а также несоблюдение установленных требований к обустройству и содержанию строительных площадок.
В соответствии с п.п.2.2.1, 2.2.3, 2.2.4 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г.Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП, исполнитель работ обязан установить временное ограждение в соответствии с требованиями Правил, проекта проведения (производства) работ и ордера (разрешения); установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ; в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ необходимо смонтировать аварийное освещение и освещение опасных мест.
В соответствии с п. 3.6 тех же Правил, ограждения мест производства работ должны иметь надлежащий вид, в частности, не иметь проемов, не предусмотренных проектом, поврежденных участков, обеспечивать безопасность дорожного движения, по периметру ограждений должно быть установлено освещение.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 10.00 часов *** года в ходе обследования на основании поручения заместителя начальника Технической инспекции ОАТИ г.Москвы от *** года территории по адресу: г.Москва, ул.***, д. 4, стр.1, ул.***, д.2, ул.***(ул.***), выявлено, что подрядной организацией АО "Энергосеть-XXV" при производстве прокладки (размещении) инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи на основании специального ордера (разрешения) на проведение земляных работ и установку временных ограждений N*** от ***года, в нарушение требований п.п.2.2.3, 2.2.4, 3.6 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299, допущено неудовлетворительное содержание строительной площадки: наличие проемов, отклонение от вертикальной секции ограждений, отсутствие аварийного освещения и информационного щита с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.18 КоАП г. Москвы.
Факт совершения АО "Энергосеть-XXV" указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе поручением заместителя начальника Технической инспекции ОАТИ г..Москвы от *** года о проведении главным инспектором ОАТИ г..Москвы проверки содержание стройплощадок и мест производства земляных работ в Хорошевском районе САО г..Москвы, с выходом на территорию, с использованием средств фото- и киносъемки, видеозаписи; рапортом старшего инспектора Технической инспекции ОАТИ г..Москвы, из которого усматривается, что по адресу: г..Москва, ул.***, д. 4, стр.1, ул.***, д.2, ул.***(ул.***), в ходе проведения земляных работ подрядной организацией АО "Энергосеть-XXV" допущено неудовлетворительное содержание строительной площадки, а именно: наличие проемов, отклонение от вертикальной секции ограждений, отсутствие аварийного освещения и информационного щита с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания работ ; графиком производства работ; схемой территории, на которой АО "Энергосеть-XXV" проводились работы по прокладке (размещению) инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи; специальным ордером (разрешением) N*** от ***года; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица АО "Энергосеть-XXV"; фотоматериалом, которым зафиксированы выявленные нарушения Правил проведения земляных работ; предписанием об устранении выявленных нарушений Правил проведения земляных работ; протоколом по делу об административном правонарушении от ***года, в котором подробно изложено существо совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП г..Москвы, указаны нормы Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г..Москве, нарушение которых вменяется заявителю, пи этом, права
привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, о месте и времени составления протокола общество извещено заблаговременно, протокол составлен в присутствие защитника по доверенности Гутмана С.Д, которому разъяснены положения ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, указав в нем на то, что ограждения были частично убраны в связи с засыпкой траншеи и ограждения котлована, освещение снято временно, для переустройства ограждений, копия протокола для сведения ему вручена на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, все сведения, требуемые ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства составлены должностными лицами Технической инспекции ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы, представленный в материалы дела фотоматериал является допустимым доказательством, поскольку сведения об осуществлении фотосъемки имеются в поручении заместителя начальника Технической инспекции ОАТИ г. Москвы, он является приложением к рапорту проводившего обследования инспектора Технической инспекции ОАТИ г.Москвы от *** года, фиксирует наличие проемов в ограждении строительной площадки, отклонение от вертикальной секции ограждения, отсутствие аварийного освещения и информационного щита, а также факт отсутствия рабочих на разрытых траншеях и котловане, которые занесены снегом, явившиеся основанием для привлечения к административной ответственности АО "Энергосеть-XXV", и которые изложены в протоколе об административном правонарушении, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, являются документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, получившим надлежащую оценку судьи районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица.
Также следует отметить, что законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в протоколе об административном правонарушении. Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает.
Утверждения в жалобе о том, что при рассмотрении настоящего дела неправильно установлено место совершения административного правонарушения, опровергаются материалами дела, в том числе, ордером (разрешения) N*** от ***года, выданным подрядной организации АО "Энергосеть-XXV" на проведение земляных работ и установку временных ограждений в САО г.Москвы, сроком действия до 31 января 2019 года при проведении работ по прокладке (размещении) инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи, являющимся действующим, не закрытым, схемой территории Хорошевского района САО г.Москвы, графиком производства работ, рапортом должностного лица административного органа, фотоматериалом, из которых усматривается, что прокладка инженерных сетей и сооружений, линий и сооружений связи подрядчиком АО "Энергосеть-XXV" осуществлялась, в том числе, по адресу: г.Москва, ул.***, д. 4, стр.1, ул.***, д.2, ул.***(ул.***).
Установив, что АО "Энергосеть-XXV", будучи подрядной организацией, проводившей земляные работы и установку временных ограждений по вышеназванному адресу, допустило неудовлетворительное содержание места проведения земляных работ, выразившееся в отсутствие аварийного освещения и информационного щита на объекте с необходимыми сведениями, наличие проемов в ограждении, отклонение от вертикальной секции ограждений, что является нарушением требований п.п.2.2.3, 2.2.4, 3.6 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, действия заявителя правильно квалифицированы по ч.1 ст.18.8 КоАП г.Москвы.
При этом, сам факт ведения АО "Энергосеть-XXV" работ по указанному адресу стороной защиты не отрицался ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной жалобы.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО "Энергосеть-XXV" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, тогда как возможность для соблюдения требований п.п.2.2.3, 2.2.4, 3.6 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, что свидетельствует о наличии в действиях названного общества вины.
Постановление N 18-44-Н03-00059/01 от 04 февраля 2019 года, которым АО "Энергосеть-XXV" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.18 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - начальником отдела Технической инспекции ОАТИ г. Москвы ОАТИ г. Москвы, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в присутствие защитника привлекаемого к административной ответственности лица по доверенности Гутмана С.Д, которому для сведения вручена его копия, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений права заявителя на защиту при производстве по делу не усматривается.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ОАТИ г. Москвы и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела, и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины АО "Энергосеть-XXV" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.18 КоАП г.Москвы.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу данного общества по делу не усматривается, установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава указанного административного правонарушения, что отражено в процессуальных документах.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст.8.18 КоАП г.Москвы, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству г.Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания законным представителем не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не имеется, они являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела Технической инспекции ОАТИ г. Москвы N 18-44-Н03-00059/01 от 04 февраля 2019 года, решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 20 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.18 КоАП г.Москвы, в отношении АО "Энергосеть-XXV" оставить без изменения, жалобы законного представителя Иозефовича Д.Л. и защитника по доверенности Главатских О.Ф. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.