Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнениям к ней защитника АО "Седьмой Континент" по доверенности Власюк Н.В. на постановление начальника ОАТИ города Москвы N 17-52-О03-00211/01 от 27 июня 2017 года, на решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1. ст. 8.10 КоАП г. Москвы, в отношении АО "Седьмой Континент",
установил:
постановлением начальника инспекции ОАТИ г. Москвы N 17-52-О03-00211/01 от 27 июня 2017 года АО "Седьмой Континент" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, защитник Общества подал на него жалобу в Головинский районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 21 декабря 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд защитник АО "Седьмой Континент" обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда по доводам поданных жалобы и дополнениям к ней, ссылаясь на отсутствие доказательств вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, с учетом того, что на контейнерах и площадке отсутствуют сведения об их владельце, адрес места их нахождения; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, субъектом вмененного административного правонарушения общество не является, так как не является балансодержателем указанного нежилого помещения; должностным лицом административного органа нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности; представленный в материалы дела акт комиссионного обследования территории от ***года не является допустимым доказательством по делу, так как составлен спустя 10 дней после проведения *** года обследования.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель АО "Седьмой Континент", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности Власюк Н.В, поддержавшей приведенные выше доводы жалобы и дополнений к ней в полном объеме.
Представитель ОАТИ г.Москвы по доверенности Трухина Н.А. возражала против удовлетворения доводов указанной жалобы и дополнений к ней, указывая на то, что представленные в материалы дела рапорт инспектора ОАТИ г.Москвы, фотоматериал свидетельствуют о том, что нежилое здание по адресу: г.Москва, ***, д.112\1, под магазин использовало именно АО "Седьмой Континент".
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения стороны защиты и представителя административного органа, допросив свидетеля, прихожу к выводу о том, что оспариваемые акты являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, нарушение установленных Правительством г. Москвы Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.4.7, 4.8 и 4.14 КоАП г.Москвы, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Согласно пунктам 3.4, 3.6, 3.8, 4.3 указанных Правил, контейнеры и бункеры-накопители размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках. Места размещения и тип ограждения определяются архитектурно-планировочным управлением (АПУ) административного округа по заявкам районных жилищно-эксплуатационных организаций, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по городу Москве, Управлением государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве, Объединением административно-технических инспекций города Москвы; контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой 1,0-1,2 м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке; контейнерные площадки и места установки бункеров-накопителей должны быть постоянно очищены от бытового и крупногабаритного мусора, содержаться в чистоте и порядке балансодержателями домовладений и территорий; уборка городских территорий проводится дважды в день: до 08 часов и до 18 часов, на магистралях и улицах с интенсивным движением транспорта уборочные работы проводятся в ночное время с 23 часов до 06 часов, уборка дворовых территорий, мест массового пребывания людей (подходы к вокзалам, станциям метрополитена, территории рынков, торговых зон и др.) производится в течение всего рабочего дня.
В порядке требований пункта 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, ответственность за уборку и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним - возлагается на предприятия, организации и учреждения, хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.
В силу пункта 10.1 Правил, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений.
Исходя из п. 2.2.7 и п. 2.2.10 Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08 сентября 2009 года N 960-ПП, Объединение осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы путем проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Инспекторский состав Объединения на основании поручения начальника структурного подразделения Объединения осуществляет систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем ежедневного выборочного обследования состояния внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе обследования территории главным инспектором ОАТИ г.Москвы на основании поручения начальника инспекции ОАТИ г. Москвы в 09.49 час. *** года по адресу: г.Москва, ***, д.112\1, выявлено, что ответственной организацией АО "Седьмой Континент", в нарушение требований пунктов 3.6, 3.8, 4.3, 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, допущено неудовлетворительное содержание территории, прилегающей к торговому объекту "Седьмой Континент", не проведены работы по уборке прилегающей территории, контейнерной площадки от мусора, контейнеры установлены вне контейнерной площадки, ограждение контейнерной площадки повреждено, створка ворот сломана, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.10 КоАП города Москвы.
Факт совершения указанного административного правонарушения и вина АО "Седьмой Континент" в его совершении подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, поручением начальника инспекции ОАТИ г..Москвы о проведении мероприятий по контролю за состоянием внешнего благоустройства, контроля вывоза мусора, состояние контейнерных и бункерных площадок, выявление хозяйствующих субъектов, не заключивших договоры на вывоз мусора; рапортом главного инспектора инспекции ОАТИ г..Москвы, из которого следует, что при проведении мероприятий по контролю за состоянием внешнего благоустройства в 09.49 час. *** года на прилегающей территории к торговому объекту "Седьмой Континент" по адресу: г..Москва, ***, д.112\1, выявлено, что не проведены работы по уборке прилегающей территории, контейнерной площадки от мусора, контейнеры установлены вне контейнерной площадки, ограждение контейнерной площадки повреждено, створка ворот сломана; актом комиссионного обследования территории от *** года; фотоматериалом, полученным инспектором ОАТИ г..Москвы в ходе визуального наблюдения за состоянием благоустройства города Москвы, которым зафиксированы указанные выше нарушения Правил; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица АО "Седьмой Континент"; предписанием об устранении выявленных нарушений ; протоколом об административном правонарушении от 09 июня 2017 года в отношении АО "Седьмой Континент" по ч. 1 ст. 8.10 КоАП г..Москвы, в котором полно изложены событие административного правонарушения, указаны нормы Правил, нарушение которых вменяется обществу, приведены доказательства, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении законный представитель общества в установленном порядке и заблаговременно извещен, уведомление получено 27 июня 2017 года, в административный орган не явился, явку защитника не обеспечил, копия протокола для сведения направлена в его адрес
заказным письмом посредством почты, что подтверждается текстом уведомления на составление протокола, описью почтовых отправлений, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ***, распечатанного с официального сайта ФГУП "Почта России" в сети Интернет, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, включая подпись должностного лица, его составившего.
Данные доказательства составлены должностными лицами ОАТИ г.Москвы в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе визуального наблюдения за благоустройством в г.Москве в вышеуказанные время и месте, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.
Кроме того, перечисленные выше доказательства согласуются с показаниями допрошенной в судебном заседании суда второй инстанции в качестве свидетеля главного инспектора ОАТИ г.Москвы Осиповой Е.В, проводившей обследование территории по указанному адресу и составившей протокол об административном правонарушении, согласно которым, обследование территории по адресу: г.Москва, ***, д.112\1, ею проводилось *** года комиссией в составе специалиста Управы Левобережного района, техника ГБУ г.Москвы "Жилищник района "Левобережный", главного инспектора ИКМ ОАТИ г.Москвы, в ходе которого было выявлено, что по данному адресу находился магазин "Седьмой континент", и само здание магазина и контейнерная площадка были окрашены в сине-желтые цвета этой компании, контейнерная площадка, принадлежащая АО "Седьмой континент", которое фактически и пользовалось ею, была замусорена, ограждение сломано, кровля погнута, имелись опасные острые углы, находилась в непосредственной близости от разгрузочной площадки магазина "Седьмой континент", на что неоднократно жаловались жители района и покупатели магазина, которая не являлась дворовой территорией, на обслуживании ГБУ "Жилищник района Левобережный" не числилась, что было отражено в акте, указание в нем даты его составления - ***года является ошибочным, обследование проводилось и акт составлялся непосредственно в день выявления нарушений и составления рапорта - *** года, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
По смыслу п. 1.1 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, данные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Москвы, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
Анализ приведенной нормы указывает на то, что ответственность за нарушение Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, несут все юридические и физические лица, являющиеся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.
В данном случае была исследована территория, прилегающая к нежилому зданию по адресу: г.Москва, ***, д.112\1, в непосредственной близости от разгрузочной площадки магазина "Седьмой Континент", что с очевидностью усматривается из показаний свидетеля, акта комиссионного обследования территории, фотоматериала, которым зафиксировано, что работы по уборке прилегающей территории, контейнерной площадки от мусора не проведены, контейнеры установлены вне контейнерной площадки, ограждение контейнерной площадки повреждено, створка ворот сломана, в связи с чем хозяйствующим субъектом является АО "Седьмой Континент", фактически использующее данную территорию, и именно данное общество должно нести ответственность за неудовлетворительное санитарное содержание указанной площадки.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в жалобе о том, что АО "Седьмой Континент" не является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
При этом, сам факт неудовлетворительного содержания прилегающей к торговому объекту "Седьмой Континент" территории стороной защиты в ходе рассмотрения настоящего дела не отрицался.
При таких обстоятельствах, действия АО "Седьмой Континент" правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.10 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела не представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пунктов 3.6, 3.8, 4.3, 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N1018, тогда как материалы рассматриваемого дела свидетельствуют о том, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у АО "Седьмой Континент" имелась, однако оно бездействовало, что указывает на его вину.
АО "Седьмой Континент" являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Постановление N 17-52-О03-00211/01 от 27 июня 2017 года, которым АО "Седьмой Континент" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы, и подвергнуто административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось правонарушение, в нем приведены пункты Правил, нарушение которых вменяется обществу, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - начальником инспекции ОАТИ г. Москвы, с соблюдением установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, извещенного о месте и времени рассмотрения дела в установленном порядке и надлежащим образом, копия постановления направлена в адрес общества посредством почты заказным письмом, что подтверждено документально.
Вопреки доводам жалобы, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений права заявителя на защиту при производстве по делу не усматривается.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ОАТИ г. Москвы и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела, и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины АО "Седьмой Континент" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП г.Москвы.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу данного юридического лица по делу не усматривается, были установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава указанного административного правонарушения, что отражено в составленных процессуальных документах.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с актами должностного лица административного органа и судьи районного суда, не является основанием к отмене обжалуемых постановления и решения, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 Закона г.Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях", с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к благоустройству города Москвы, степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств, имущественного положения юридического лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.18.10 КоАП г.Москвы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника ОАТИ города Москвы N 17-52-О03-00211/01 от 27 июня 2017 года, на решение судьи Головинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП г. Москвы, в отношении АО "Седьмой Континент" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Власюк Н.В. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.