Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петрова И.И. на постановление контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений Государственного казенного учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (далее ГКУ "АМПП") Кузнецова М.А. от 21 ноября 2018 г. N0355431010118112100001698, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 06 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее КоАП г. Москвы), в отношении Петрова Ивана Ивановича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений ГКУ "АМПП" Кузнецова М.А. от 21 ноября 2018 г. N0355431010118112100001698, оставленным без изменения решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 06 марта 2019 г, Петров И.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** руб.
В жалобе в Московский городской суд Петров И.И. просит названные выше постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что он не получал уведомление о приостановлении действия резидентного парковочного разрешения.
Петров И.И. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения Петрова И.И, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей.
Как следует из постановления должностного лица, 16 ноября 2018 г. в 09 час. 21 мин. по адресу: г. Москва, *** ул, д.8 транспортное средство "Вольво S80", государственный регистрационный знак ***, собственником которого является Петров И.И, размещено на платной городской парковке без осуществления оплаты в нарушение п. 2.5 Правил пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве". Указанные действия квалифицированы по ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Из пункта 2 постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" следует, что размещение транспортных средств на парковочных местах платных городских парковок (пользование парковочными местами) в территориальных зонах организации платных городских парковок является платным, за исключением бесплатного размещения:
- транспортных средств экстренных оперативных служб (скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции, военной автомобильной инспекции, аварийно-спасательных, органов федеральной службы безопасности, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), имеющих соответствующие опознавательные знаки, цветографическую окраску и надписи (подпункт 2.1);
- автотранспортных средств инвалидов (в том числе специальных автотранспортных средств инвалидов), а также автотранспортных средств законных представителей ребенка-инвалида и автотранспортных средств иных лиц, перевозящих инвалидов в случаях, предусмотренных настоящим постановлением (подпункт 2.2);
- транспортных средств участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, участников обороны Москвы в период Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, являющихся резидентами платных городских парковок (при наличии резидентного парковочного разрешения, указанного в пункте 5.2 настоящего постановления). В реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы вносится не более одной записи о таком резидентном парковочном разрешении лица, относящегося к указанным категориям (подпункт 2.3);
- двухколесных мотоциклов, мотороллеров и других двухколесных мототранспортных средств, а также электромобилей (подпункт 2.4);
- транспортных средств, зарегистрированных на одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье (при наличии парковочного разрешения многодетной семьи, указанного в пункте 6.2 настоящего постановления) (подпункт 2.6).
Согласно пункта 5.2.6. резидентное парковочное разрешение дает право на размещение транспортного средства на парковочных местах платных городских парковок (кроме размещения на специальном парковочном месте для грузового транспорта и на специальном парковочном месте для автобусов), созданных в районе города Москвы, где расположено жилое помещение, которым резидент владеет на одном из оснований, указанных в пункте 5.1 настоящего постановления, на условиях, установленных пунктом 3.2 настоящего постановления (за исключением случаев, указанных в пункте 5.2.7 настоящего постановления).
Размещение транспортного средства, указанного в резидентном парковочном разрешении, (пункт 3.4) на парковочном месте платной городской парковки (пользование парковочным местом), за исключением размещения на специальных парковочных местах для грузового транспорта и на специальных парковочных местах для автобусов, осуществляется в пределах территории города Москвы, на которую распространяется действие резидентного парковочного разрешения с 20 часов 00 минут до 8 часов 00 минут бесплатно, в остальное время - за плату в размере: 3000 рублей в год (годовая резидентная плата за пользование парковочными местами платных городских парковок) при условии внесения указанной платы разовым платежом в порядке, установленном Правилами пользования городскими парковками и размещения на них транспортных средств (приложение 2 к настоящему постановлению).
Пунктом 5.3 абз.1 указанного выше Постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП предусмотрено, что в случае получения Государственным казенным учреждением города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (далее - ГКУ "АМПП") от Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве, Московской административной дорожной инспекции и (или) Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы сведений о наличии у лица, на которое в установленном порядке зарегистрировано транспортное средство, указанное в резидентном парковочном разрешении, не погашенной в течение установленного статьей 32.2 КоАП РФ срока задолженности по уплате не менее трех административных штрафов, наложенных в соответствии со вступившими в законную силу постановлениями по делу об административном правонарушении в области дорожного движения либо административном правонарушении, связанном с размещением транспортного средства на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками, действие резидентного парковочного разрешения приостанавливается на срок, включающий в себя период времени до даты ликвидации указанной задолженности (полной уплаты общей суммы задолженности и/или вступления в законную силу решения об отмене соответствующего постановления (постановлений) по делу об административном правонарушении) и три календарных месяца с момента письменного уведомления резидентом ГКУ "АМПП" о ликвидации задолженности с приложением копий документов, подтверждающих уплату административных штрафов, и (или) вступивших в законную силу решений об отмене соответствующих постановлений (в ред. постановления Правительства Москвы от 06.09.2016 N 550-ПП).
ГКУ "АМПП" в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующих сведений от указанных в абзаце первом настоящего пункта органов исполнительной власти уведомляет резидента о приостановлении действия резидентного парковочного разрешения через 10 рабочих дней со дня направления уведомления о приостановлении. Приостановление действия резидентного парковочного разрешения не осуществляется в случае получения ГКУ "АМПП" до истечения 10 рабочих дней со дня направления уведомления о приостановлении письменного уведомления от резидента о ликвидации задолженности с приложением копий документов, подтверждающих уплату административных штрафов, и (или) вступивших в законную силу решений об отмене соответствующих постановлений.
Уведомление о ликвидации задолженности с приложением копий указанных документов представляется (направляется) резидентом непосредственно в ГКУ "АМПП".
В соответствии с п. 2.5 Правил пользования городскими парковками в городе Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве"( в редакции действовавшей на момент фиксации правонарушения) лицо, размещающее транспортное средство на парковочном месте платной городской парковки, обязано с течение пятнадцати минут с момента въезда на парковочное место начать парковочную сессию путем осуществления оплаты за размещение транспортного средства на платной городской парковке одним из способов, указанных в пунктах 2.3.1 - 2.3.2 настоящих Правил.
Заявитель в жалобах, в том числе адресованной в суд первой инстанции, ссылается на то, что получил разрешение на резидентную парковку, но о том, что срок его действия был приостановлен, ввиду неоплаты ранее назначенных штрафов, он не был уведомлен. Копию письма от 11 октября 2018 г. он получил при обращении в ГКУ только 20 ноября 2018 г.
Согласно материалам дела 15 августа 2017 г. в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы внесена запись о резидентном парковочном разрешении в отношении транспортного средства с государственным регистрационным знаком ***, принадлежащее Петрову И.И, предоставляющее право парковки в период с 16 августа 2017 г. по 15 августа 2020 г. включительно с 20.00 до 08.00 ежедневно в пределах территории района города Москвы в котором расположено жилое помещение (Красносельский) (л.д. 6). 04 августа 2018 г. Петровым И.И. внесена годовая резидентная плата за пользование парковочными местами платных городских парковок, предоставляющая возможность осуществлять парковку в остальное время (л.д.7).
Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление суду следовало выяснить обстоятельства, связанные с получением парковочного резидентного разрешения, срока его действия и правомерности приостановления, уведомления заявителя о приостановлении действия указанного разрешения, с учетом требований приведенных выше норм, регулирующих данные вопросы.
Как усматривается из материалов настоящего дела, 11 октября 2018 года ГКУ "АМПП" в адрес Петрова И.И. посредством почтовой связи было направлено уведомление о планируемом приостановлении действия резидентного парковочного разрешения (л.д.8).
12 октября 2018 года данное почтовое отправление поступило в отделение почтовой связи ФГУП "Почта России" и ему был присвоен номер почтового идентификатора 12343625192626.
13 октября 2018 года отправление прибыло в отделение почтовой связи по месту вручения, однако, доставлено заявителю не было, а было выслано обратно отправителю 14 ноября 2018 года без извещения адресата о поступлении РПО в отделение почтовой связи.
Данные обстоятельства подтверждаются отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12343625192626, а также ответом руководителя группы отдела по работе с обращениями филиала ФГУП "Почта России" УФПС г. Москвы ДОУ МРЦ Москва от 14.06.2019г. на запрос судьи Московского городского суда, об отсутствии в отделении почтовой связи N 129090 документов, подтверждающих доставку извещений на получение почтового отправления адресату Петрову И.И, нарушений технологического процесса обработки РПО и нарушение сроков хранения РПО, что свидетельствует о нарушении п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234.
Между тем, приведенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что порядок доставки уведомления о приостановлении действия резидентного парковочного разрешения был нарушен, оно не было доставлено, в связи с чем заявитель не был своевременно уведомлен о приостановлении действия резидентного парковочного разрешения, оставлены судьей районного суда без внимания. Эти обстоятельства не опровергают довода заявителя о том, что копия письма от 11 октября 2018 г. о приостановлении действия резидентного парковочного разрешения была вручена ему только 20 ноября 2018 г. (после фиксации правонарушения), о чем на копии письма имеется отметка о выдаче его 20 ноября 2018 г. (л.д.8).
Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывал, что распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности ( части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 07 декабря 2010 года N 1621-О-О, от 22 марта 2011 года N 391-О-О, от 21 июня 2011 года N 774-О-О, от 25 января 2012 года N 177-О-О).
Однако требования статьи 24.1 КоАП РФ о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении судьей районного суда не выполнены.
При этом доводы заявителя о ненадлежащем его уведомлении о приостановлении действия резидентного парковочного разрешения, нашли свое подтверждение, что не позволяет сделать однозначный вывод о наличии в действиях Петрова И.И. состава административного правонарушения и об обоснованности привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы.
В связи с этим также необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, и позицию, выраженную в перечисленных выше определениях Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой распределение бремени доказывания, вытекающее из примечания к указанной выше норме, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда допущено существенное нарушение требований КоАП РФ, необходимые условия для реализации права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, созданы не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, не приняты в связи с чем постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области дорожного движения не может быть вынесено по истечении двух месяцев дня совершения административного правонарушения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Петрова И.И. к административной ответственности истек, то производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 КоАП г. Москвы, в отношении Петрова И.И. подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление контролера-ревизора отдела оформления и учета нарушений Государственного казенного учреждения города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" Кузнецова М.А. от 21 ноября 2018 г. N0355431010118112100001698, решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 06 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.14 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении Петрова Ивана Ивановича отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда Е.Н. Неретина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.