Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кошелева А.Г. на решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2018 года, постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы N К-1804/17/АК555-18 от 18 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Кошелева А.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы РФ Томах М.С. N К-1804/17/АК555-18 от 18 июля 2018 года заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелев А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда Москвы от 01 ноября 2018 года постановление должностного лица ФАС России оставлено без изменения.
Кошелев А.Г. обратился в Московский городской суд с жалобой на указанные постановление должностного лица ФАС России и решение судьи Мещанского районного суда Москвы, в которой ставится вопрос об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу, освобождении от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ,
Кошелев А.Г. в судебное заседание на рассмотрение жалобы не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении дела не заявил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель ФАС России с доверенностью Озерова Н.А. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ФАС России Озеровой Н.А, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица и судебного решения по следующим основаниям.
Согласно ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ административная ответственность наступает за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных чч. 4 и 4.1 настоящей статьи.
Части 5,8 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) предусматривают обязательной включение в Контракт условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) на неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования Российской Федерации (заказчик) осуществлена закупка (номер извещения ****). Ответственным лицом заказчика, утвердившим документацию о закупке, является заместитель председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелев А.Г, который 07 ноября 2017 г. по адресу: Москва, ***, утвердил документацию по закупке (номер извещения ****) с нарушением положений ч.ч. 5,8 ст. 34 Закона о контрактной системе именно: заказчиком в документации о закупке (на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Фонда социального страхования РФ марки Форд, включая поставку дополнительных расходных материалов, не входящих в плановое техническое обслуживание) не установлены надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Факт совершения административного правонарушения и вина Кошелева А.Г. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N К-1804/17/***-18 от 18 июля 2018 г.; копией документации аукциона в электронной форме с проектом государственного контракта; решением комиссии ФАС России от 27 декабря 2017 года по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства, предписанием от 27 декабря 2017 г. и иными имеющимися в деле объективными письменными документами.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом и судьей районного суда допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с требованиями закона и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом и судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелев А.Г. правильно квалифицированы по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Выводы о виновности Кошелева А.Г. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Довод жалобы о том, что не дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, т.к. при установлении размеров штрафов в проекте контракта заказчик имеет право сослаться на Постановление Правительства РФ от30.08.2017 N1042, где установлены правила определения размера штрафа и в проекте контракта может содержаться лишь указание на порядок определения штрафа в соответствии с действующими правилами, что указано в проекте контракта, не может быть признан состоятельным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случает, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такие "Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотрен в процентах 3,2 или 1 и зависит от цены контракта до 3 млн. руб. от 3 млн. руб. до 10 млн. руб. и свыше 10 млн. руб.
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 7.4, проекта государственного контракта документации об Аукционе не предусмотрен размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных государственным контрактом в случае, если цена контракта (этапа) не будет превышать 3 млн. рублей.
Пункт 6 Правил также устанавливает, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой также в зависимости от цены контракта. (1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей)
Заказчиком в пункте 7.5 проекта государственного также не предусмотрен размер штрафа, в случае если цена контракта не будет превышает 3 млн. рублей. Аналогичное положение содержится в п. 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, также в зависимости от цены контракта (1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно); 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно); 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно); 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Заказчиком в пункте 7.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе не установлен размер штрафа за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в случае если, цена государственного контракта не превышает 3 млн. рублей.
Из системного толкования Правил и положений ст. 34 Закона о контрактной системе следует, что положения контракта должны содержать условия о размерах как штрафов, так и пеней, формуле расчета пеней. Соответствующих Правилам, поскольку внесение изменений в части названных условий в проект контракта на стадии его заключения не допускается.
Заказчиком не принято во внимание, что при проведении аукциона закупки цена может быть изменена, снижена и данное условие проекта контракта в части указания размера штрафа может оказаться несоответствующим результатам аукциона, будет отсутствовать равенство сторон в соблюдении требований законодательства.
Таким образом заказчиком в документации об аукционе не установлены надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Другие доводы жалобы не влияют на правильность постановления должностного лица и решения судьи и не могут служить основанием для их отмены.
Постановление о привлечении Кошелева А.Г. к административной ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 2 ст. 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 ст. 2 Закона о контрактной системе.
Кошелев А.Г. как должностное лицо заказчика, в чьи полномочия входит утверждение документации, обоснованно привлечен к административной ответственности, поскольку не установлены надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и допущеное нарушение ч.ч. 5,8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Административное наказание назначено Кошелеву А.Г, как должностному лицу, в пределах санкции ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения; личности Кошелева А.Г. и всех значимых обстоятельств, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ не усматриваются.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, по делу не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Мещанского районного суда Москвы от 01 ноября 2018 г, постановление заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы РФ N К-1804/17/АК555-18 от 18 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации Кошелева А.Г. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Е.Н. Неретина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.