Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "УК "Гарант Сервис" Ильичевой Е.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору ЗАО города Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 24\20 от 28 февраля 2019 года, на решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 17 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "УК "Гарант Сервис" - генерального директора Ильичевой Евгении Николаевны,
установил:
***года государственным инспектором по пожарному надзору ЗАО города Москвы - старшим инспектором 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве в отношении должностного лица ООО "УК "Гарант Сервис" - генерального директора Ильичевой Евгении Николаевны составлен протокол об административном правонарушении N20 по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору ЗАО города Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 24\20 от 28 февраля 2019 года должностное лицо ООО "УК "Гарант Сервис" - генеральный директор Ильичева Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с таким актом должностного лица административного органа, генеральный директор общества подала на него жалобу в Кунцевский районный суд города Москвы, решением судьи которого 17 мая 2019 года оспариваемое постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время данные акты должностного лица административного органа и судьи районного суда в Московский городской суд обжалует должностное лицо общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, управляющая компания не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, так как не является владельцем проверенных сотрудниками МЧС России нежилых помещений, которые являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, но находятся в собственности третьих лиц, оно не передано в пользование управляющей компании, которая отвечает только за содержание общего имущества; у общества отсутствует фактический доступ в помещения насосной, теплового узла; в собственности общества какие-либо помещения общего пользования не находятся; вина заявителя во вмененном административном правонарушении не доказана, отсутствует само событие административного правонарушения.
В судебном заседании генеральный директор ООО "УК "Гарант Сервис" Ильичева Е.Н. и ее защитник по доверенности Горина А.А. в полном объеме поддержали приведенные выше доводы жалобы, настаивали на их удовлетворении, дополнительно указывая на то, что в соответствии с заключенным договором управления, собственники помещений общего пользования обязаны установить перечень такого имущества и предоставить это имущество в фактическое пользование управляющей компании, однако перечень имущества до настоящего времени не определен, имущество в управление не передано, в связи с чем именно собственники несут ответственность за надлежащее соблюдение правил пожарной безопасности, при этом, управляющая компания лишь предоставляет услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и судьи районного суда не нахожу ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом указанного административного правонарушения является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст. 5 того же Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на что прямо указано в п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 868.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 15.00 час. 12 февраля 2019 года в ходе проведения на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по ЗАО города Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N147 от 26 декабря 2018 года внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности ООО "УК "Гарант Сервис" по адресу: г. Москва, ул. ***, д. 23, выявлено, что генеральным директором Ильичевой Е.Н. допущены нарушения требований ст.38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст.ст.4, 6, 82, 103 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N390 "О противопожарном режиме" (далее ППР в РФ), Нормы пожарной безопасности 110-03 (далее НПБ 110-03) "Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", а именно:
- отсутствует утвержденная инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиям, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения (п.2 ППР в РФ);
- в складских, административных и общественных помещениях, руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР в РФ);
- руководитель организации не обеспечил наличие планов эвакуации людей при пожаре, на плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения (п. 7 ППР в РФ);
- не обеспечение устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также не осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки), проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год, в случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений (п. 21 ППР в РФ);
- не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями в местах общего пользования (п. 22 ППР в РФ);
- на объекте допущено использование технических этажей, вентиляционных камер и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов в местах общего пользования (п. 23б ППР в РФ);
- допущено снятие предусмотренные проектной документацией двери из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации в местах общего пользования (п. 23д ППР в РФ);
- допущено размещение оборудования и других предметов на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения в местах общего пользования (п. 23ж ППР в РФ);
- допущено изменение (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) на каждом этаже объекта в местах общего пользования (п. 23о ППР в РФ);
- не обеспечено содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крыше (покрытиях) здания в исправном состоянии, не организовал не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний (п. 24 ППР в РФ);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п. 33 ППР в РФ);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, двери, эвакуационные люки) допущено их загромождение различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также допущено блокирование дверей эвакуационных выходов в местах общего пользования (п. 36б ППР в РФ);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допущена фиксация самозакрывающихся дверей лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снятие устройств для самозакрывания дверей в местах общего пользования (п. 36г ППР в РФ);
- допущена эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции в местах общего пользования (п. 42а ППР в РФ);
- допущена эксплуатация розеток с повреждениями (в помещении охраны и другие) в местах общего пользования (п. 42б ППР в РФ);
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в местах общего пользования (п. 42в ППР в РФ);
- не обеспечено исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (световые указатели "Выход", "Эвакуационный выход" не работают или отсутствуют) в местах общего пользования (п. 43 ППР в РФ);
- не обеспечена проверка огнезадерживающих устройств (заслонок, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре (п. 49 ППР в РФ);
- не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год (п. 50 ППР в РФ);
- не обеспечена исправность внутреннего противопожарного водопровода (нет воды в сети внутреннего противопожарного водопровода, трубы внутреннего противопожарного водопровода частично спилины, необходимо восстановить и подключиться к системе внутреннего противопожарного водопровода); в шкафах пожарных кранов на этажах здания не установлены кнопки ручного пуска пожарных насосов; в диспетчерскую не проложены шлейфы, сигнализирующие о ручном пуске насосов, для подачи жидкости к пожарным насосам; к обводной электрозадвижке холодного водоснабжения в водораспределительном узле не подведены кабели электропитания и управления от щитов насосной станции пожаротушения) и не организовал проведение проверок работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 ППР в РФ);
- не обеспечено наличие указателей направление движения к пожарным гидрантам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 55 ППР в РФ);
- не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, не организовал перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год) (п. 57 ППР в РФ);
- помещения насосной станции не обеспечены схемой противопожарного водоснабжения и схемой обвязки насосов. На каждой задвижке и насосном пожарном агрегате отсутствуют таблички с информацией о защищаемых помещениях, типе и количестве пожарных оросителей (п. 58 ППР в РФ);
- не обеспечено исправное состояние насосной станции и проведение проверок работоспособности задвижек с электроприводом (не реже 2 раз в год), установленных на обводных линиях водомерных устройств и пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов (ежемесячно), отсутствует журнал для занесения даты проверки и характеристики технического состояния указанного оборудования (п. 59 ППР в РФ)
- не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, установки системы противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре); - на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта; - руководитель не организовал не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (п. 61 ППР в РФ);
- при ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не соблюдаются проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно в местах общего пользования в подвале помещение N 1 комнаты: N 9, 11, 12, 13, 16, 17, 20, 21, 23, 24, 28, 29, 30,31,32,33,45,46; помещение N 2 комнаты: N 1,2,3,4, собственник Калинина Т.Ф. (п. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ);
- не обеспечено выполнение ремонтных работ, проведение регламентных работ по планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, системы пожаротушения) (п. 63 ППР в РФ);
- объект защиты не обеспечен огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя в местах общего пользования (п. 70 ППР в РФ);
- на объекте устанавливаются транспортные средства в количестве, превышающем предусмотренное в проектной документации на данный объект, нарушают план их расстановки, уменьшают расстояние между автомобилями (п. 249а ППР в РФ);
- при наличии горючих материалов на объекте не принимаются меры по предотвращению распространения пожара через проемы в стенах и перекрытиях (герметизация стыков внутренних и наружных стен и междуэтажных перекрытий, уплотнение в местах прохода инженерных коммуникаций с обеспечением требуемых пределов огнестойкости) в местах общего пользования (п. 376 ППР в РФ);
- у огнетушителей, установленных на объекте, отсутствуют паспорта и порядковые номера (п. 475 ППР в РФ);
- не обеспечивается исправность огнетушителей (п. 478 ППР в РФ);
- ряд помещений на всех этажах и подвале, подвергнувшиеся перепланировки без согласования в соответствующих (компетентных) органах в местах общего пользования, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (пост охраны на 1-ом этаже) (Федеральный закон от 22.07.2008 N123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, 6, 83, НПБ 110-03);
- не обеспечена (не подтверждена) работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (п. 2 и 3 ст. 6, ст. 82, п. 2 ст. 103 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом ООО "УК "Гарант Сервис" - генеральным директором Ильичевой Е.Н. указанного административного правонарушения и ее виновность подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе, обращением собственника помещений на официальный сервер Правительства Москвы о нарушении ООО "УК "Гарант Сервис" правил пожарной безопасности при управлении имуществом по адресу: г..Москва, ул.***, дом 23; письмом заместителем главы Управы района "Крылатское" г..Москвы; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "УК "Гарант Сервис", основным видом деятельности которого является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе; Уставом ООО "УК "Гарант Сервис"; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости; протоколом общего собрания собственников помещений и машиномест в здании по адресу: г..Москва, ул.***, дом 23, от 17 июня 2015 года, согласно которому, управляющей компанией в данном здании избрано ООО "УК "Гарант Сервис", утверждены существенные условия договора управления с управляющей компанией; договором управления имуществом от 18 июня 2015 года; приказом от 01 марта 2015 года о возложении обязанностей лица, ответственного за противопожарное состояние на объекте, обслуживаемом данным обществом, с 01 марта 2015 года на генерального директора Ильичеву Е.Н.; мотивированным представлением старшего инспектора 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г..Москве о назначении внеплановой проверки ООО "УК "Гарант Сервис" по адресу: г..Москва, ул.***, дом 23; заявлением в Кунцевскую межрайонную прокуратуру г..Москвы о согласовании проведении внеплановой выездной проверки указанного общества; решение заместителя Кунцевского межрайонного прокурора г..Москвы о согласовании проведения внеплановой выездной проверки ООО "УК "Гарант Сервис"; распоряжением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору по ЗАО города Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по
г..Москве N147 от *** года внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности ООО "УК "Гарант Сервис", осуществляющего хозяйственную деятельность по адресу: г..Москва, ул.***, дом 23; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N147 от 12 февраля 2019 года, которым зафиксированы выявлены нарушения правил противопожарной безопасности; предписанием N147\1\1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара; протоколом об административном правонарушении N 20 от ***года, составленным в отношении должностного лица ООО "УК "Гарант Сервис" - генерального директора Ильичевой Е.Н. по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в котором подробно изложено событие административного правонарушения, указаны нормы законов и правовых нормативных актов, нарушение которых вменяется привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу, составлен в присутствии Ильичевой Е.Н, которой разъяснены положения ст.51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, с протоколом она ознакомлена, с ним согласилась частично, копия его для сведения вручена ей на руки, в чем она собственноручно расписалась, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
Сведениями о фальсификации доказательств суд апелляционной инстанции также не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Кроме того, указанные доказательства согласуются с показаниями допрошенных судом первой в качестве свидетелей проводивших проверку и непосредственно выявивших административное правонарушение сотрудников 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве *** М.М. и *** А.В, согласно показаниям которых, ООО "УК "Гарант Сервис", будучи управляющей компанией, взявшей на себя управление имуществом в здании по адресу: г.Москва, ул.***, дом 23, в соответствии с заключенным договором управления, а также его генеральный директор Ильичева Е.Н, возложившая на себя обязанности ответственного за противопожарное состояние данного объекта лица, несут ответственность за многочисленные нарушения противопожарной безопасности, которые являются существенными, и неустранение которых влечет угрозу жизни и здоровью людей, уничтожения имущества граждан, а нахождение имущества в собственности иных лиц не исключает ответственности управляющей компании за соблюдение положений действующего законодательства и требований правил противопожарной безопасности, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными представленными по делу доказательствами, ничем не опровергнуты, даны лицами, непосредственно выявившими многочисленные нарушения правил противопожарной безопасности, и административное правонарушение, предупрежденными об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в порядке ст.17.9 КоАП РФ.
Статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст.ст.5, 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к аждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре; с обственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 года (вопрос N14), ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Установив, что предметом деятельности ООО "УК "Гарант Сервис" является, в том числе оказание услуг по управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию объекта недвижимого имущества по адресу: г.Москва, ул.***, дом 23, в связи с чем в процессе текущей эксплуатации объекта подлежат обязательному соблюдению требования пожарной безопасности, ответственность за соблюдение которых с 01 марта 2015 года генеральный директор данного общества Ильичева Е.Н. возложила на себя, однако необходимых и достаточных мер, направленных на их соблюдение при предоставлении эксплуатационных услуг недвижимого имущества, ею предпринято не было, допущены многочисленные и существенные нарушения требований правил противопожарной безопасности, которые несут прямую угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде при его эксплуатации вследствие возможного возникновения пожара либо иных чрезвычайных обстоятельств, действия должностного лица указанной управляющей компании Ильичевой Е.Н. правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Ввиду изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в жалобе о том, что ни общество, ни ее руководитель не являются субъектами вмененного им правонарушения.
При этом, ни на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ни в суде первой инстанции, ни в доводах поданной жалобы сторона защиты не оспаривала сам факт наличия выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте по указанному адресу.
По смыслу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства того, что генеральным директором ООО "УК "Гарант Сервис" Ильичевой Е.Н. принимались меры по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий по соблюдению требований пожарной безопасности.
Ильичева Е.Н, являясь должностным лицом общества с ограниченной ответственностью, обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Постановление N 24\20 от 28 февраля 2019 года, которым генеральный директор ООО "УК "Гарант Сервис" Ильичева Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию, содержит указание на то, в чем конкретно выразилось административное правонарушение, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору ЗАО города Москвы - заместителем начальника 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве, с соблюдением установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности, в присутствии привлекаемого к административной ответственности лица, которой для сведения вручена копия постановления, что подтверждено документально.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюден.
Судьёй первой инстанции исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины должностного лица общества в его совершении.
Приведенные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, и не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене оспариваемых актов, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в данном случае назначено в пределах санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере пожарной безопасности, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного должностному лицу общества наказания им не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на него административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, должностное лицо общества не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору ЗАО города Москвы - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 24\20 от 28 февраля 2019 года, решение судьи Кунцевского районного суда города Москвы от 17 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "УК "Гарант Сервис" Ильичевой Е.Н. оставить без изменения, жалобу генерального директора Ильичевой Е.Н. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.