Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В. на постановление заместителя руководителя УФАС по Сахалинской области Прохорова Р.В. N 08-АП84/2018 от 21 декабря 2018 года, решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 16 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, в отношении врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В., по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Сахалинской области Прохорова Р.В. N 08-АП84/2018 от 21 декабря 2018 г. врио генеральный директор ФГУП "Нацрыбресурс" Харьков С.В, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 16 мая 2019 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица, решением судьи, врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харьков С.В. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит об отмене состоявшихся по делу постановлений. В обоснование доводов жалобы указывает, что виновность заявителя в совершении вмененного правонарушения не доказана, суд неполно и необъективно исследовал обстоятельства дела, не дал должной оценки доводам об отсутствии повода к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении в отношении заявителя, ввиду того, что ФГУП "Нацрыбресурс" оспорило в судебном порядке решение Комиссии УФАС от 06.07.2018г. о нарушении антимонопольного законодательства; судом необоснованно отказано в ходатайстве о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела Арбитражным судом Сахалинской области (дело N А59-5627/2018); антимонопольным органом дана неправильная оценка приказу ФГУП "Нацрыбресурс" от 11.09.2017г. N 182, устанавливающему тарифы на услуги, оказываемые Северо-Курильским филиалом ФГУП "Нацрыбресурс", не относящиеся к услугам, оказываемым субъектами естественных монополий и не являющиеся регулируемыми.
В судебное заседание врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харьков С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания дела не поступало, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отменены или изменения обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи.
Административная ответственность по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно ч.1 ст.424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (далее - Положение), определяет: цели и методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - тарифы); основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; правила государственного регулирования тарифов (пункт 1 Положения).
Пунктом 3 Положения установлено, что Государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях: создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек; обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; повышение качества оказываемых услуг.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008г. N 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в числе которых относятся услуги по предоставлению причалов (пункт 7).
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, временно исполняющий обязанности генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харьков С.В. 11.09.2017г. по адресу: г.Москва, ул.Академика Королева, д.13, стр.1, оф.202, в нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции", без обращения в органы тарифного регулирования подписал Приказ ФГУП "Нацрыбресурс" N 182 "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые Северо-Курильским филиалом ФГУМ "Нацрыбресурс", входящие в перечень услуг, стоимость которых регулируется государством на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
Действия врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В. квалифицированы по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; приказом Росрыболовства от 19.04.2017г. N156-п о возложении временного исполнения обязанностей генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" на Харькова С.В.; протоколом об административном правонарушении; приказом ФГУП "Нацрыбресурс" от 11.09.2017г. N182 об утверждении тарифов на услуги, оказываемые Северо-Курильским филиалом ФГУП "Нацрыбресурс"; решением УФАС по Сахалинской области от 06.07.2018г.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом, судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доводы жалобы о том, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В. не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину должностного лица Харькова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на обжалование в судебном порядке решения Комиссии УФАС по Сахалинской области от 06.07.2018г. по делу о нарушении ФГУП "Нацрыбресурс" антимонопольного законодательства N 08-06/2018, не может быть принята во внимание, поскольку согласно сведениям, размещенным на официальном сайте kad. arbitr. ru, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019г. по делу N А59-5627/2018, решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.03.2019г, которым решение Управления в части признания ФГУП "Нацрыбресурс" нарушившим п.10 ч.1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, признано законным и обоснованным, оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Административная ответственность должностных лиц установлена ст.2.4 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечанием к данной статье, в частности, установлено, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с приказом Росрыболовства от 19.04.2017г. N156-п временное исполнение обязанностей генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" во вмененный период возложено на Харькова С.В, подписавшего без обращения в органы тарифного регулирования Приказ ФГУП "Нацрыбресурс" N 182 "Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые Северо-Курильским филиалом ФГУМ "Нацрыбресурс", входящие в перечень услуг, стоимость которых регулируется государством на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.2008г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей". Таким образом, врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харьков С.В. правомерно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ за нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции", устанавливающего запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирую щим положением в виде нарушения порядка ценообразования.
Довод жалобы о том, что при проведении проверки Комиссией УФАС не был решен вопрос относительно состава услуг, подлежащих регулированию, оказываемых Северо-Курильским филиалом ФГУП "Нацрыбресурс", признается судом несостоятельным, поскольку Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в числе которых, поименованы услуги в виде предоставления причалов (пункт 7). Порядок рассмотрения вопросов по установлению цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий, утвержденный Приказом ФСТ России от 24.06.2009г. N 135-т/1, предусматривает заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа либо отказе от ценового регулирования.
Исходя из вышеприведенных законоположений, установление тарифов за услуги, оказываемые субъектом естественных монополий, в данном случае - за предоставление причалов, находится в сфере ведения уполномоченных органов, самостоятельно устанавливать тарифы на услуги, стоимость которых регулируется государством, Предприятие было не вправе.
Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ, законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, не свидетельствуют о невиновности врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В. в совершении административного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности врио генерального директора ФГУП " Нацрыбресурс" Харькова С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что обжалуемые постановления являются законными и обоснованным, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя УФАС по Сахалинской области Прохорова Р.В. N 08-АП84/2018 от 21 декабря 2018 года, решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 16 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, в отношении врио генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" Харькова С.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.