Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "ЭКСПО" по доверенности *** С.В. на постановление судьи Хамовнического районного суда Москвы от 28 мая 2019 года, которым ООО "ЭКСПО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в доход государства размере ***
рублей.
УСТАНОВИЛ:
28 марта 2019 года главным инспектором отдела административных расследований инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия Москвы в отношении ООО "ЭКСПО" по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ составлен протокол N *** об административном правонарушении.
Дело передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе в Московский городской суд защитник ООО "ЭКСПО" по доверенности Роев С.В. просит признать незаконным и отменить постановление суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание законный представитель ООО "ЭКСПО", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности *** С.В, который приведённые доводы жалобы подержал в полном объеме.
Проверив также материалы дела, обсудив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены или изменения указанного постановления судьи.
Из материалов дела следует, что в рамках проверки информации о проведении незаконных работ на выявленном объекте культурного наследия "***" по адресу: ***, на основании задания N *** на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от *** года, сотрудником Департамента культурного наследия Москвы *** года осуществлен выезд, в ходе которого зафиксировано ведение работ на объекте по теплоизоляции перекрытия в чердачном пространстве. По результатам составлен акт осмотра N *** от *** года. Объект является многоквартирным домом. Протоколом секции N 1 "Историко-культурная экспертиза объектов" от 18 декабря 2008 года N 1/33 Объект включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, а также определен его предмет охраны. ФКР Москвы с подрядной организацией ООО "ЭКСПО" заключен договор N КВР-118 на выполнение авариных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме Москвы от 15 октября 2018 года. Проектная документация по проводимым работам в Департамент культурного наследия Москвы не поступала, разрешение на проведение работ по сохранению Объекта не выдавалось. В адрес ООО "ЭКСПО" направлено предписание от *** года N *** о приостановлении проводимых работ на Объекте до предоставления разрешения органа охраны объектов культурного наследия. Таким образом, действия ООО "ЭКСПО", выразившееся в проведении работ без согласованной с Департаментом культурного наследия Москвы проектной документацией и без получения задания и разрешения на проведение работ, образуют административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, данные обстоятельства и вина Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: обращением *** Н.И. от 31 января 2019 года; заданием N *** начальника Управления территориального контроля Департамента культурного наследия Москвы на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и охраной объектов культурного наследия от *** года; актом осмотра N *** объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (здания, строения, сооружения), земельного участка в границах его территории и зон охраны объекта культурного наследия, земельного участка, непосредственно связанного с земельными участком в границах территории объекта культурного наследия от *** года; приложением к акту осмотру; фотоматериалом; предписанием N *** о приостановлении проводимых работ на Объекте до предоставления разрешения органа охраны объектов культурного наследия от 22 февраля 2019 года; договором N *** на выполнение аварийных работ по капитальному ремонту от 15 октября 2018 года; заявлением о выдаче разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ООО "ЭКСПО" от 25 декабря 2018 года; письмом начальника Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента культурного наследия Москвы N *** от 04 декабря 2019 года; выпиской из ЕГРЮЛ.
Данные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами Департамента культурного наследия Москвы, непосредственно выявившими нарушения Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется, в связи с чем судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами, оценив их в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, положив в основу обжалуемого постановления.
Выводы судьи первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, которые были учтены при рассмотрении дела.
Согласно ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, предусмотрены ч.3 ст.7.13 КоАП РФ и влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
В силу пункта 5 статьи 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с данным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия определены пунктами 1 - 3 статьи 47.3 названного закона.
Согласно ч.3 ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч.1 ст.40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Указанные требования заявителем не были выполнены.
Доводы жалобы о том, что на момент проверки сотрудником Департамента культурного наследия Москвы *** года работы не проводились, в подтверждении чему предоставлен акт об открытия работ по объекту от 14 января 2019 года, а также акт о приостановке работ от 15 января 2019 года, не свидетельствуют, что данные работы не проводились в момент проверки (*** года), поскольку приостановление работы связано непосредственно с отрицательной температурой воздуха, а не в связи с проведением работ без согласованной с Департаментом культурного наследия Москвы проектной документацией и без получения задания и разрешения на проведение работ.
Кроме того, в материалах дела имеется ответ на обращение *** Н.И. от и.о. первого заместителя префекта ЦАО Москвы от 25 февраля 2019 года, из которого усматривается, что с 09 января 2019 года работы по ремонту крыши приостановлены до наступления устойчивых положительных температур наружного воздуха. В настоящее время (на момент написания ответа, 25 февраля 2019 года) подрядной организацией (ООО "Экспо") осуществляются точечные охранно-поддерживающие мероприятия для предотвращения залития квартир.
В представленных же заявителем документах имеются расхождения в дате открытия работ по объекту и в причинах приостановления этих работ, в связи с чем довод жалобы, что работы не проводились, являются голословными и направлены на избежание административной ответственности.
Малозначительности деяния не усматривается.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ООО "ЭКСПО" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", по предотвращению административного правонарушения, как не представлено и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, что указывает на его вину.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, в связи с чем они обосновано приняты и положены в основу оспариваемого акта, что нашло своё отражение в тексте постановления суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
А дминистративное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч.3 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, степени общественной опасности, что соответствует задачам, установленным ст.1.2 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, не имеется, данный акт является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Хамовнического районного суда Москвы от 28 мая 2019 года в отношении ООО "ЭКСПО" по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника *** С.В. без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.Г.Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.