Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего прокурора отдела прокуратуры г.Москвы *** жалобу законного представителя ООО "Ноунейм ФМ" в лице генерального директора Кукиной А.А. на постановление судьи Басманного районного суда г.Москвы от 12 апреля 2019 года, которым ООО "Ноунейм ФМ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности ночного клуба\бара "***" ООО "Ноунейм ФМ" по адресу: г.Москва, ***, ***, на срок 90 суток, который исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица,
установил:
постановлением заместителя Басманного межрайонного прокурора г.Москвы от ***года возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ в отношении ООО "Ноунейм ФМ" и на рассмотрение по подведомственности передано в ТО Управления Роспотребнадзора по г.Москве в ЦАО г.Москвы.
Определением руководителя ТО Управления Роспотребнадзора по г.Москве в ЦАО г.Москвы от 15 марта 2019 года данное постановление с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передано в Басманный районный суд г.Москвы, судьей которого 12 апреля 2019 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд законный представитель общества обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданной жалобы, согласно которым, при рассмотрения настоящего дела судьей не учтена позиция стороны защиты относительно отсутствия в действиях общества вмененного административного правонарушения, в связи с тем, что кухня в производственных масштабах не используется, а только для нужд персонала и под их ответственность; вмененное административное правонарушение является малозначительным; ранее к административной ответственности общество не привлекалось, обществом предприняты меры для устранения выявленных нарушений.
В судебное заседание законный представитель ООО "Ноунейм ФМ", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем полагаю возможным, рассмотреть поданную жалобу в его отсутствие.
Старший прокурор отдела прокуратуры г.Москвы *** возражала против удовлетворения указанных доводов жалобы, указывая на то, что выявленные в ночном клубе\баре ООО "Ноунейм ФМ" нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья создают непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей, возникновение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Проверив материалы дела, изучив доводы приведенной выше жалобы, выслушав заключение прокурора, оснований для отмены или изменения постановления судьи не нахожу ввиду следующего.
Административная ответственность по ст.6.6 КоАП РФ предусмотрена за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическими требованиями признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу ст.ст.8, 11 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ч. 1 ст. 17 от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Статьей 24 того же Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст.39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08 ноября 2001 года N 31 утверждены Санитарные правила - СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", разработанные с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяющие основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
Пунктами 4.4, 4.5, 4.6, 5.1, 5.2, 5.11, 5.13 СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" предусмотрено, что производственные, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил, в помещениях отделки кондитерских изделий приточная система вентиляции выполняется с противопыльным и бактерицидным фильтром, обеспечивающим подпор чистого воздуха в этом помещении, отверстия вентиляционных систем закрываются мелкоячеистой полимерной сеткой; оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения; устройство и оборудование выбросов систем местной вытяжной вентиляции не должны влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения, система вытяжной вентиляции организаций, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от системы вентиляции этих зданий.
Шахты вытяжной вентиляции выступают над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м; объемно-планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала, на доготовочных организациях, работающих на полуфабрикатах, работа на сырье не проводится; стены и потолки складских помещений оштукатуриваются и белятся, стены на высоту не менее 1,7 м окрашиваются влагостойкими красками для внутренней отделки, полы выполняются из влагостойких материалов повышенной механической прочности (ударопрочные) с заделкой сопряжений строительных конструкций мелкоячеистой металлической сеткой, стальным листом или цементно-песчаным раствором с длинной металлической стружкой. Полы по путям загрузки сырья и продуктов питания в складских и производственных помещениях не должны иметь порогов. Загрузочная оборудуется платформой, навесом; все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола; для уборки производственных, складских, вспомогательных помещений, а также туалетов выделяется отдельный инвентарь, который хранится в специально отведенных местах, максимально приближенных к местам уборки. Инвентарь для мытья туалетов имеет сигнальную окраску и хранится отдельно.
По окончании уборки в конце смены весь уборочный инвентарь промывается с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в отведенном для него месте; в организациях общественного питания должен проводиться косметический ремонт (побелка и покраска помещений, профилактический ремонт санитарно-технического и технологического оборудования) по мере необходимости и его покраска.
Согласно пунктов 6.5, 6.11, 6.16, 6.19, 6.21, 7.11 СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", в целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку, разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым на них продуктом: "СМ" - сырое мясо, "СР" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "Зелень", "КО" - квашеные овощи, "Сельдь", "Х" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия. Допускается наносить на разделочный инвентарь цветовую маркировку вместе с буквенной маркировкой в соответствии с обрабатываемым на них продуктом. Разделочный инвентарь для готовой и сырой продукции должен храниться раздельно; механическая мойка посуды на специализированных моечных машинах производится в соответствии с прилагающимися инструкциями по их эксплуатации. Для мытья посуды ручным способом необходимо предусмотреть трехсекционные ванны для столовой посуды, двухсекционные - для стеклянной посуды и столовых приборов. Мытье столовой посуды и приборов в двухсекционной ванне допускается в организациях с ограниченным ассортиментом; мытье кухонной посуды производят в двухсекционных ваннах в следующем порядке: механическая очистка от остатков пищи, мытье щетками в воде с температурой не ниже 40 град. C с добавлением моющих средств, ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65 град. C, просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах; щетки для мытья посуды после окончания работы очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 град. C с добавлением моющих средств, дезинфицируют (или кипятят), промывают проточной водой, затем просушивают и хранят в специально выделенном месте.
Щетки с наличием плесени и видимых загрязнений, а также губчатый материал, качественная обработка которого невозможна, не используются; в моечных отделениях вывешивается инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств; продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.), хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.).
На основании п.п. 9.1, 13.3, 15.1 тех же СанПиН 2.3.6.1079-01, ежедневно проводится оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий.
При этом указывается время изготовления продукта, его наименование, результаты органолептической оценки, включая оценку степени готовности, время разрешения на раздачу (реализацию) продукции, Ф.И.О. изготовителя продукции, Ф.И.О. проводившего органолептическую оценку; на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации; руководитель организации обеспечивает наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил, выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия, должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них, организацию производственного и лабораторного контроля, необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей, прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию, наличие личных медицинских книжек на каждого работника, своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками, организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года, выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы, наличие санитарного журнала установленной формы, ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и др.), условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами, организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и
специальной одежды, исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия, наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения, проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение, организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
Санитарные правила распространяются, в том числе, на действующие организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, обязательными для исполнения всеми индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения выездной внеплановой проверки деятельности предприятия общественного питания помощником Басманного межрайонного прокурора совместно со специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора в ЦАО г..Москвы ***года по адресу: г..Москва, ***, ***, выявлено, что в ночном клубе\баре "***" ООО "Ноунейм ФМ", в нарушение требований ст.ст.11, 15, 17, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.4.4, 4.5, 4.6, 5.1, 5.2, 5.11, 5.13, 6.5, 6.11, 6.16, 6.19, 6.21, 7.11, 9.1, 13.3, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ***года, допущено нарушение товарного соседства и хранения сырья и готовой продукции, на продуктах не указывается время изготовления продукции, объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала, набор и площади помещений не соответствуют мощности организации и не обеспечивает соблюдение санитарных правил и норм, обеденные залы, складское помещение не оборудованы приточно-вытяжной механической системой вентиляции (в одном из залов только вытяжная система вентиляции, в другом зале только приточная система вентиляции), входы для посетителей не оборудованы тепловой завесой, моечные ванны, являющиеся источником повышенного выделения влаги, тепла, газов, не оборудованы локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения, на предприятии оборудовано недостаточное количество моечных ванн для мыться столовой посуды ручным способом,
кухонного инвентаря, для мытья столовой посуды и кухонного инвентаря используется губчатый материал, в моечной отсутствует инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря, шахта вытяжной системы вентиляции выведена выше конька крыши двухэтажного административного здания, на уровне третьего этажа жилого дома, непосредственно к нему примыкающего, текущая уборка проводится несвоевременно, уборочный инвентарь не промаркирован, хранится неупорядоченно, разделочные ножи и доски не промаркированы, не представлены личные медицинские книжки на работников предприятия общественного питания, что создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей, возникновение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний, и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.6.6 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Ноунейм ФМ" указанного администрат ивного правонарушения, и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, решением Басманного межрайонного прокурора г..Москвы о проведении на основании поручения прокурора ЦАО г..Москвы функционирования ночного клуба\бара "***" ООО "Ноунейм ФМ" по адресу: г..Москва, ***, ***, с целью пресечения требований законодательства; актом проверки от ***года, проведенной помощником Басманного межрайонного прокурора г..Москвы совместно со специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора в ЦАО г..Москвы, в котором зафиксированы выявленные нарушения требований СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ***года, с которым ознакомлен законный представитель общества; актом списания продуктов; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Ноунейм ФМ", Уставом общества; заключенным между арендодателем ООО "***" и арендатором ООО "Ноунейм ФМ" договором аренды нежилого помещения N5 от *** года, на основании которого во временное владение и пользование арендатору переданы нежилые помещения по адресу: г..Москва, ***, ***, для использования под предприятие общественного питания (ресторан, кафе, бар); фотоматериалом, которым зафиксированы выявленные нарушения, изложенные в акте проверки и в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении; постановлением заместителя Басманного межрайонного прокурора г..Москвы от ***года о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ в отношении ООО "Ноунейм ФМ", в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы Закона и СанПиНа, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, постановление вынесено в
присутствии генерального директора общества Кукиной А.А, которой права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены, с постановлением она ознакомлена, копию его для сведения получила на руки, о чем имеются ее собственноручные подписи, постановление содержит все сведения, требуемые ст.28.4 КоАП РФ.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона уполномоченными на то должностными лицами Басманной межрайонной прокуратуры г.Москвы и ТОУ Роспотребнадзора в ЦАО г.Москвы, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
Представленный в материалы дела фотоматериал, которым зафиксированы выявленные в ночном клубе\баре "***" ООО "Ноунейм ФМ" по вышеназванному адресу нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, подписана должностным лицом, ее составившим, является приложением к акту проверки от ***года и фиксирует обстоятельства, занесенные в постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, является документальным доказательством по рассматриваемому делу об административном правонарушении, который при рассмотрении судьей районного суда настоящего дела об административном правонарушении получили надлежащую оценку.
Также следует отметить, что законом не предусмотрены требования об обязательной фиксации в процессуальных документах сведений о проводимой фотосъемке, равно как и внесение в них сведений о фотоаппарате, с применением которого она была произведена, так как фотоаппарат не является специальным техническим средством измерения, о котором говорится в ст. 26.8 КоАП РФ, следовательно, к нему неприменимы требования закона об обязательном указании на его использование в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает.
В силу подп. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Согласно ч. 1 ст. 21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 февраля 2015 года N2-П, привлечение прокурором представителей (сотрудников) органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, к участию в проверке исполнения законов конкретной некоммерческой организацией обусловлено необходимостью придания этим сторонним лицам правового статуса специалистов, компетентных в решении вопросов, которые возникли или могут возникнуть в ходе прокурорской проверки, и не влечет изменение ее характера как проводимой именно в порядке реализации органами прокуратуры возложенных на них функций прокурорского надзора. При этом участие в проведении прокурорской проверки представителей (сотрудников) других государственных органов допускается именно в целях осуществления вспомогательных (экспертно-аналитических) функций и не предполагает самостоятельного осуществления ими проверочных действий в интересах соответствующих государственных органов, равно как и иных отступлений от установленных законодательством ограничений периодичности проводимых ими плановых контрольных мероприятий в отношении некоммерческих организаций.
В данном случае проверка в отношении ООО "Ноунейм ФМ" проводилась по поручению прокурора ЦАО г.Москвы, на основании решения Басманного межрайонного прокурора, с привлечением специалиста-эксперта ТОУ Роспотребнадзора в ЦАО г.Москвы, взаимодействия прокуратуры с которыми при осуществлении надзорной функции не ограничена, в соответствии с положениями Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", по итогам проведения которой ***года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, соответствующее требованиям ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ.
Установив, что ООО "Ноунейм ФМ" при осуществлении деятельности ночного клуба\бара "***" допущены нарушения требований ст.ст.11, 15, 17, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.4.4, 4.5, 4.6, 5.1, 5.2, 5.11, 5.13, 6.5, 6.11, 6.16, 6.19, 6.21, 7.11, 9.1, 13.3, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ***года, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, его действия судьей районного суда правильно квалифицированы по ст.6.6 КоАП РФ.
При этом, наличие выявленных нарушений стороной защиты не отрицались ни при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в доводах поданной жалобы.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как материалы настоящего дела не содержат доказательства, которые могли бы свидетельствовать о принятии ООО "Ноунейм ФМ" в ходе осуществления своей деятельности всех необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований, с учетом того, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что указывает на наличие вины.
ООО "Ноунейм ФМ", будучи юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Ссылки в жалобе на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, на устранение выявленных нарушений в работе предприятия, не могут повлиять на квалификацию действий общества по ст.6.6 КоАП РФ и явиться основанием для освобождения его от административной ответственности.
Утверждения в жалобе о том, что кухня в производственных масштабах не используется, а только для нужд персонала и под их ответственность, являются голословными, ничем не подтвержденными, опровергаются материалами дела.
Исходя из положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения, поскольку в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В связи с тем, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания совершенного обществом правонарушения в рамках рассматриваемого дела малозначительным не имеется, поскольку правонарушение посягает на безопасность и здоровье граждан и может повлечь возникновение и распространения заболеваний среди населения Российской Федерации, с учетом того, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, в порядке требований ст. 26.1 КоАП РФ, судьей районного суда установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо, и виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, выводы, изложенные в судебном решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Приведенные доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление уйти от административной ответственности за совершенное им административное правонарушение, санкция которого предусматривает приостановление деятельности на значительный срок.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей; срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
В п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении ( абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).
Кроме того, в силу требований Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать санитарные правила, а при их нарушении - приостановить или прекратить свою деятельность или работу соответствующих подразделений, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг.
В данном случае административное наказание судом первой инстанции назначено в пределах санкции ст.6.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.12, 4.1, 4.3 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, того обстоятельства, что нарушение санитарных требований может привести к негативным последствиям, угрожающим здоровью и жизни людей, в связи с чем назначение иного вида административного наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства, такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному, отвечающим целям предупреждения совершения новых правонарушений.
При этом, назначенное наказание подлежит немедленному исполнению, приостановление деятельности юридического лица исчисляется со дня фактического приостановления деятельности.
Оснований для смягчения назначенного судьей районного суда административного наказания в данном случае не имеется, однако следует отметить, что в случае устранения всех нарушений, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, до истечения срока исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности, он вправе обратиться в суд, вынесший обжалуемое постановление, с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу общества материалы дела не содержат.
Постановление вынесено с соблюдением порядка и установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Басманного районного суда г.Москвы от 12 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении ООО "Ноунейм ФМ" оставить без изменения, жалобу генерального директора Кукиной А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.