Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Токарева О.А. на решение судьи Люблинского районного суда г.Москвы от 19 апреля 2019 года, которым постановление государственным инспектором по ЦФО в области охраны окружающей среды N15-35/173-7 от 04 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. Московско-Курского транспортного прокурора от 26 декабря 2018 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество).
Постановлением государственного инспектора по ЦФО в области охраны окружающей среды N15-35/173-7 от 04 февраля 2019 г. ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ОАО "РЖД" Токарев О.А. обратился с жалобой в Люблинский районный суд г.Москвы, судьей которого постановлено вышеизложенное решение.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ОАО "РЖД" Токарев О.А. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просил отменить постановление должностного лица и решение судьи как незаконные и необоснованные, или изменить постановление должностного лица, назначив минимальный размер штрафа, ссылаясь на то, что факт совершения Обществом административного правонарушения и наличия события и состава данного административного правонарушения не доказан; в обжалуемом постановлении не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и имеющие существенное значение для его правильного разрешения, не отражено в чем конкретно выразилось правонарушение, при проведении проверки не составлен и не вручен под роспись акт проверки, с ответственного работника не затребовано пояснений, не представлены доказательства отсутствия специального места накопления опасных отходов; выявленные нарушения были устранены, не создавали угрозу жизни, здоровью и экологической безопасности жителей, не повлекло никаких тяжких последствий для общества.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав защитника ОАО "РЖД" Чулыгину С.А, поддержавшую доводы жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления должностного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу п. 14 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
В соответствии с п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" хранение твердых промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметичных оборотных емкостях.
Согласно п.5 раздела 2 "правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" (утв. Постановлением Правительства РФ от 3.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде") - (далее - Правила) накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что, Московско-Курской транспортной прокуратурой совместно с государственным инспектором Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 18 декабря 2018 г. в период с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. проведена проверка соблюдения положений законодательства РФ в части, касающейся безопасного обращения с отходами I и II классов опасности на территории Эксплутационного вагонного депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД", расположенного по адресу: *.
В ходе проверки установлено, что в эксплуатационном вагонном депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" выявлено наличие норматива N 52/2456М от 22 декабря 2016 на образование отходов и лимитов на их размещение. Так организацией образовываются отходы 1 класса опасности : лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, в соответствии с нормативами и предоставленной статистической отчетностью 2- тп (отходы) за 2017 год.
В нарушение ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 в процессе хозяйственной деятельности Эксплутационного вагонного депо Бирюлево Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" образуется опасный отход: лампы ртутные, ртутнокварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО - 47110101521) при отсутствии специального места накопления опасных отходов по вышеуказанному адресу.
Данные действия ОАО "РЖД" квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ.
Вина ОАО "РЖД" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается : актом проверки с приложенными к нему справкой и фототаблицей; постановлением и.о. Московского-Курского транспортного прокурора от 26 декабря 2018 г. о возбуждении дела об административном правонарушении; другими материалами дела.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, судья первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что факт совершения Обществом административного правонарушения и наличия события и состава данного административного правонарушения не доказан; в обжалуемом постановлении не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и имеющие существенное значение для его правильного разрешения, не отражено в чем конкретно выразилось правонарушение, при проведении проверки не составлен и не вручен под роспись акт проверки, с ответственного работника не затребовано пояснений, не представлены доказательства отсутствия специального места накопления опасных отходов, не могут служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения, поскольку событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.8.2 КоАП РФ доказаны, вина заявителя - установлена. При привлечении Общества к административной ответственности инспекцией существенные нарушения норм КоАП РФ не допущены. При вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также рассмотрении административного дела присутствовали представители Общества на основании доверенностей (л.д. 33, 58) М. И.А. и У. А.М, о чем имеется их подписи (л.д. 44, 30), оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения были устранены, не создавали угрозу жизни, здоровью и экологической безопасности жителей, не повлекло никаких тяжких последствий для общества, не могут служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения, поскольку характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности сами по себе свидетельствуют об отсутствии малозначительности, ввиду отсутствия у Общества препятствий для соблюдения экологических требований.
Также учитываю, что ОАО "РЖД" назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ
Доводы жалобы не влияют на правильность вынесенных по делу актов и не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения, и является справедливым.
Принцип презумпции невиновности нарушен не был, бремя доказывания распределено с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ОАО "РЖД" по делу не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30. 8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора по ЦФО в области охраны окружающей среды N15-35/173-7 от 04 февраля 2019 года и решение судьи Люблинского районного суда г.Москвы от 19 апреля 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", оставить без изменения, а жалобу защитника Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Токарева О.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.