Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., при секретареДолонове Ц-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя старшего государственного инспектора Байкальского МУГАДН Шабанова В.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО "Беловежское-Н",
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Байкальского МУГАДН Шабанова В.А. от 26 апреля 2019 года ООО "Беловежское-Н" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 10 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 июня 2019 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, старший государственный инспектор Байкальского МУГАДН Шабанов В.А. просит решение районного суда отменить, оставить в силе постановление должностного лица о привлечении ООО "Беловежское-Н" к административной ответственности. В жалобе указывает, что суд не рассмотрел вопрос о переквалификации действий юридического лица, не дал оценки доводам жалобы ООО "Беловежское-Н", правонарушения предусмотренные ч. 10 ст. 12.21.1 являются длящимися. Выводы суда о том, что погрузка груза в транспортное средство не связана с его движением противоречат действующему законодательству.
В судебном заседаниипредставитель ООО "Беловежское-Н" Евстратова А.В, участвующая в деле посредством видеоконференцсвязи возражала по доводам жалобы, просила оставить оспариваемое постановление суда без изменения.
Старший государственный инспектор Байкальского МУГАДН Шабанов В.А. доводы жалобы поддержал и дал пояснения ей аналогичные.
Проверив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ наступает за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Из постановлениястаршего государственного инспектора Байкальского МУГАДН Шабанова В.А. от 26 апреля 2019 года, следует, что01.03.2019 года в 20 часов 46 минут на СПВК-1 (Республика Бурятия) 443 км. федеральной автомобильной дороги Р-258 "Байкал" по результатам весового контроля транспортного средства ВОЛЬВО государственный регистрационный знак "... " (п/прицеп-прицеп гос. рег. знак "... "), осуществлявшего под управлением водителя "... " А.М. движение с делимым грузом (яйцо), выявлено превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, установленной Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. N 272 приложение 2). Фактическая нагрузка на 2-ю ось автотранспортного средства с учетом инструментальной погрешности измерения составила 10.75 тонн при допустимой нагрузке 10 тонн. Превышение составило 7.51 %. Грузоотправитель ООО "Беловежское-Н" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы, районный суд, посчитав, что ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного транспортного средства не может возлагаться на грузоотправителя, прекратил производство по делу в отношении ООО "Беловежское-Н",в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С данным выводом судьи согласиться нельзя, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившее погрузку груза в транспортное средство.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 ( далее-Правила дорожного движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м ( 2,6 м- для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м. от поверхности проезжающей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 (далее-Правила), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее-Федеральный закон) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых, более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 2 ст. 31 приведенного Федерального закона).
Из положений части 15 ст. 31 этого же Закона и частей 8,12 ст. 11 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", погрузкагруза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статье 2 Федерального закона N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Как следует из товарно-транспортной накладной (л.д.23) грузоотправителем груза, перевозившегося на указанном выше транспортном средстве являлось ООО "Беловежское -Н".
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО "Беловежское -Н" по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья отменяет постановление и прекращает производство по делу.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 настоящего Кодекса) составляет два месяца.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и обсуждение вопросов о виновности лица, наличии (отсутствии) в его действиях состава или события административного правонарушения (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ").
По истечении сроков давности привлечения к административной ответственности судья вышестоящего суда может не согласиться с доводами судьи районного суда относительно правовой квалификации действий (бездействия), в то же время он не вправе это делать в части прекращения судьей районного суда производства по делу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности к этому моменту истек (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 4-й квартал 2012г, вопрос N 6).
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения жалобы судьей вышестоящего суда срок привлечения ООО "Беловежское - Н" к административной ответственности истек, и дело не может быть направлено на новое рассмотрение в районный суд для устранения допущенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 июня 2019 года подлежит отмене, а производство по делу в отношении ООО "Беловежское-Н" прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 20 июня 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении по ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ в отношении ООО "Беловежское-Н" прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.