Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З., судей коллегии Вагановой Е.С., Мирзаевой И.И., при секретаре Ефремовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия по
иску Роспотребнадзора Республике Бурятия к ГБУЗ "Курумканская ЦРБ, Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанности выполнить требования санитарного законодательства
на решение
Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 07 мая 2019 года,
которым постановлено
исковые требования удовлетворить.
Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И, выслушав представителя истца Управление Роспотребнадзора по Республики Бурятия Урбаеву А.Л, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по РБ, обращаясь в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, просит возложить обязанность на ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" выполнить требования санитарного законодательства в срок до 01.09.2020 в фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, медицинских кабинетах отделениях и больницах Курумканской ЦРБ, а именно:
1) на ФАП с. Шаманка обеспечить здание системами холодного
водоснабжения;
2) на ФАП с. Могойто
- заменить мебель, на мебель медицинского назначения,
- установить раковины с подводкой систем горячего и холодного
водоснабжения через смеситель и оборудовать системами канализации,
- предусмотреть санузел,
- обеспечить здание горячим водоснабжением и предусмотреть резервный источник горячего водоснабжения;
3) в Барагханской врачебной амбулатории
- произвести замену напольного покрытия,
- установить бесконтактные смесители на раковинах;
4) на ФАП с. Элэсун
- обеспечить герметичность выгребных ям надворного туалета и слива ЖБО,
- произвести устройство площадки для сбора и временного хранения ТБО с твердым покрытием,
- установить на раковины с подводкой систем горячего и холодного водоснабжения через смеситель, оборудовать системами канализации,
- обеспечить здание горячим водоснабжением и резервным источником горячего водоснабжения,
- установить бесконтактные смесители на раковинах,
- заменить мебель на мебель медицинского назначения и произвести ремонт. поверхностей мебели;
5) произвести ограждение, освещение, озеленение территории
Стационара ЦРБ с предусмотрением площади зеленых насаждений не менее
50%;
6) обеспечить очистку и обеззараживание сточных вод из отделений Стационара ЦРБ;
7) в Инфекционном отделении
- обеспечить отдельный въезд к инфекционному отделению и устройство крытой площадки для дезинфекции транспорта,
- заменить мебель, на мебель медицинского назначения,
- предусмотреть отдельный туалет для медицинского персонала;
8) в Централизованном стерилизационном отделении произвести
замену мебели на мебель медицинского назначения;
9) в Операционном зале хирургического отделения
- предусмотреть в автономную систему приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования,
- заменить мебель на мебель медицинского назначения,
- заменить оконные блоки;
10) в Терапевтическом отделении произвести в замену мебели на
мебель медицинского назначения;
11) в Эндоскопическом кабинете
- обеспечить кабинет эндоскопии полным набором помещений в
соответствии с гигиеническими требованиями,
- заменить мебель, на мебель медицинского назначения,
- обеспечить неукоснительное проведение контроля качества очистки,
дезинфекцию высокого уровня и стерилизацию эндоскопов и инструментов к
ним;
12) оформить Санитарно-эпидемиологическое - заключение о
соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений,
помещений, оборудования и иного имущества кабинета бактериоскопии
мокроты;
13) в Клинико-диагностической лаборатории
- оборудовать окна металлическими решетками, не нарушающими правила
противопожарной безопасности независимо от наличия систем охраны,
обеспечить кабинет биохимических исследований Клинико-диагностической лаборатории горячим водоснабжением,
- привести площадь помещения для забора крови Клинико-диагностической
лаборатории к нормативной исходя из значений минимальной площади
помещения для забора материала не менее 9 м;
14) в Дыренской врачебной амбулатории
- предусмотреть устройство площадки для сбора и временного хранения ТБО с твердым покрытием,
- обеспечить герметичность выгребных ям надворного туалета и слива ЖБО,
- оборудовать процедурный кабинет системой канализации, системой
горячего водоснабжения,
- обеспечить сплошными (закрытыми) рассеивателями светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках,
- заменить мебель, на мебель медицинского назначения,
- укомплектовать Универсальную укладку для забора материала от людей на особо опасные инфекции в соответствии с требованиями приложения N 2 СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации",утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.2008 года N 3,
- оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность, связанную с использованием ПБА III - IV групп,
- оборудовать моечную Клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) горячим водоснабжением,
- заменить в КДЛ мебель на мебель медицинского назначения,
- обеспечить герметичность окон и дверей помещений "заразной" зоны КДЛ,
- оборудовать окна КДЛ металлическими решетками, не нарушающими
правила противопожарной безопасности независимо от наличия систем
охраны;
15) на ФАЛ с. Улюнхан
- предусмотреть устройство площадки для сбора и временного хранения ТБО с твердым покрытием,
- обеспечить герметичность выгребных ям надворного туалета и слива ЖБО;
- предусмотреть условия для доступа маломобильных групп населения;
- провести ремонт стен и полов смотрового кабинета,
- заменить напольное покрытие в прививочном и процедурном кабинетах,
- установить смесители с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением в режимных помещениях (процедурном, смотровом, прививочном кабинетах), требующих чистоты рук обслуживающего медперсонала,
- установить раковину для обработки инструментов,
- установить раковину для мытья рук в процедурном кабинете,
- привести площадь помещения процедурного кабинета к нормативной исходя из расчета минимальной площади не менее - 12,0 кв.м,
- заменить мебель, на мебель медицинского назначения в прививочном и процедурном кабинетах,
- заменить во всех оконных проемах стеклополотно;
16) в Майской врачебной амбулатории
- установить отдельный холодильник для хранения вакцины БЦЖ, БЦЖ-М,
туберкулина,
- обеспечить достаточность площади гематологического кабинета КДЛ
Майской врачебной амбулатории не менее 12 кв.м,
- предусмотреть помещение для забора материала вне блока помещений для исследований,
- оборудовать окна металлическими решетками, не нарушающими правила противопожарной безопасности независимо от наличия систем охраны,
- в детском кабинете, смотровом кабинете лампы накаливания оборудовать плафонами,
- установить в прививочном кабинете манипуляционный столик и стол для р.Манту,
- оборудовать прививочный кабинет, смотровой кабинет горячим
водоснабжением;
17) в Аргадинской врачебной амбулатории
- обеспечить герметичность выгребных ям надворного туалета и слива ЖБО,
- предусмотреть устройство площадки для сбора и временного хранения ТБО
с твердым покрытием,
- предусмотреть условия доступа и пребывания маломобильных групп
населения,
оборудовать амбулаторию системой горячего водоснабжения и предусмотреть резервный источник горячего водоснабжения,
- оборудовать процедурный, прививочный и смотровой кабинеты
умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды,
оборудованные смесителями, дозаторами с жидким мылом и растворами
антисептиков,
- провести ремонт стен и полов смотрового кабинета,
- заменить напольное покрытие в помещении перевязочной,
- установить в режимных помещениях, требующих чистоты рук обслуживающего медперсонала (в смотровом, перевязочном, процедурном, прививочном, лаборатории) смесители с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением,
- предусмотреть раковины для обработки медицинских инструментов многоразового пользования в смотровом кабинете, лаборантской,
- обеспечить дневной стационар достаточным количеством прикроватных
тумб;
18) Произвести ремонт павильона скважины;
19) Произвести ремонт стен и полов помещений.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществить финансирование для устранения ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в срок до 01.01.2020.
Требования мотивированы тем, что в ходе плановой выездной проверки соблюдения санитарного законодательства, проведенной Роспотребнадзором в период с 18.10.2016 по 15.11.2016 в ГБУЗ "Курумканская ЦРБ", ее отделениях, больницах, амбулаториях, медицинских кабинетах и фельдшерско-акушерских пунктах выявлены многочисленные нарушения санитарного законодательства, что зафиксировано актом проверки. По результатам проверки Курумканской ЦРБ выдано предписание N21 от 15.11.2016 об устранении нарушений санитарного законодательства в срок до 01.11.2018. В период с 11.12.2018 по 18.12.2018 ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе проведена внеплановая выездная проверка по контролю за исполнением вышеуказанного предписания, установлено невыполнение пунктов предписания. За невыполнение предписания надзорного органа в установленный срок мировым судьей ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" привлечена к административной ответственности по ст. 19.5 ч.1 КоАПРФ.
В судебном заседании представитель истца Управление Роспотребнадзора по РБ Семенова А.А. требования поддержала, не возражала против установления срока для устранения нарушений санитарного законодательства в фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, медицинских кабинетах отделениях и больницах Курумканской ЦРБ до 31.12.2020.
Представитель ответчика ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" Захарова Р.Б. возражений относительно исковых требований не имела, просила установить срок для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства до 31.12.2020 поскольку организация работ по выполнению требований санитарного законодательства требует длительных временных затрат, а также привлечение соответствующих специалистов, работа с которыми возможна на основании контрактных отношений, длительности процедуры бюджетного финансирования.
Представители ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд определилрассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства здравоохранения РБ по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия Борходоева Т.Н. просит изменить решение суда в части удовлетворения исковых требований к Министерству, отказав в удовлетворении требований к нему, ссылаясь на то, что Министерство не уполномочено на финансирование ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" для устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в его деятельности и является ненадлежащим ответчиком. Также просит изменить срок исполнения решения суда ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" с 31.12.2020 на 31.12.2021.
На заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, извещены надлежаще, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель Управления Роспотребнадзора по РБ Урбаева А.Л. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила, что Курумканская ЦРБ своих денежных средств не имеет, не сможет выполнить возложенные на нее требования. Заявку уполномочено подавать только Министерства здравоохранения Республики Бурятия.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представлении.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела по результатам проведенной ТО Управление Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе с 18.10.2016 по 15.11.2016 проверки в отношении ГБУЗ "Курумканская центральная районная больница" выявлены нарушения санитарного законодательства, установлен срок устранения нарушений -до 01.11.2018, выдано предписание N 21 от 15.11.2016.
В период с 11.12.2018 по 18.12.2018. ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Баргузинском районе при проведении внеплановой проверки в отношении ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" установлено, что юридическим лицом не выполнены требования вышеуказанного предписания.
Мировым судьей Курумканского района Республики Бурятия от10.01.2019 за невыполнение в установленный срок законного предписания органа осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства ГБУЗ "Курумканская центральная районная больница" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Разрешая исковые требования, суд, установив нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ГБУЗ "Курумканская ЦРБ", руководствуясь положениями ФЗ от 21.11.2011 N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.3.2630 - 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", правильно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд, исходя из Устава ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" и Положений о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия (утв. Постановлением Правительства РБ от 15.10.2007 года N 319), обоснованно указал, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия должно наряду с ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" нести обязанность по финансированию устранения нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что именно от участия Министерства здравоохранения Республики Бурятия в финансировании данного учреждения зависит возможность исполнения возложенных на ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" судом обязанностей, поскольку Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет функции и полномочия учредителя ГБУЗ "Курумканская ЦРБ" от имени Республики Бурятия, является главным распорядителем бюджетных средств, формирует государственное задание, участвует в разработке республиканского бюджета, осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему организаций, утверждает сметы расходов и доходов учреждений здравоохранения.
Кроме того, в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, Министерства наделено полномочиями по разработке и реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации оказание медицинской помощи на территории РБ, обеспечению в пределах своей компетенции условий для развития медицинской помощи в Республике Бурятия, по осуществлению контроля за соблюдением требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством РФ.
Суд, принял во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, в связи с чем, правомерно установилсрок исполнения возложенной на ответчика обязанности до 31.12.2020. Данный срок судебная коллегия находит разумным и обоснованным, соответствующим степени защищаемого права.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии необходимых финансовых средств, дефиците республиканского бюджета судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, охрана прав и законных интересов граждан не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства.
В целом все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 07 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.