Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З,
судей коллегии Вагановой Е.С, Дампиловой Ц.В.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия к Администрации МО СП "Горхонское", Администрации МО "Заиграевский район" об обязании обеспечить противопожарный разрыв, проложить минерализованные полосы, произвести очистку территории поселения, по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 26 апреля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Обязать администрацию МО СП "Горхонское" в срок до 15.05.2019 года:
- обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров между лесным массивом и построенными зданиями с ограждением их территории в п "... ";
- проложить минерализованные полосы в срок до 15.05.2019 года;
- произвести очистку территории поселения, прилегающей к лесному
массиву от горючих материалов (мусор, опилки, горбыль и др.).
Обязать администрацию МО "Заиграевский район" в срок до
15.05.2019 года обеспечить финансирование мероприятий прокладки
минерализованных полос.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском, прокурор Заиграевского района РБ указал, что в ходе проведенной проверки на территории МО СП "Горхонское" установлены нарушения правил пожарной безопасности, а именно не обеспечено наличие противопожарного разрыва шириной не менее "... " метров между лесным массивом и построенными зданиями с ограждением их территории по ул. "... ". Минерализованные полосы требуют обновления, территории имеющихся противопожарных расстояний захламлена горючими материалами (сухая трава, опилки, горбыль). Наличие указанных нарушений недопустимо, поскольку существует реальная угроза жизни и здоровью жителей сел в случае возникновения вблизи населенных пунктов лесного пожара.... г. прокурором районом в адрес администрации сельского поселения внесено представление об устранений выявленных нарушений, которое до настоящее время не исполнено.... г. внесено повторное предписание. Просил суд обязать МО СП "Горхонское" обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее 30 метров лесным массивом и построенными зданиями с ограждением их территории в п. "... ", проложить минерализованные полосы в срок до 15.05.2019 года, произвести очистку территории поселения прилегающей к лесному массиву от горючих материалов (мусор, опилки, горбыль и др.).
Определением суда от 11.04.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО "Заиграевский район", в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца, Республиканское агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании старший помощник прокурора Аксенова Л.Е. исковые требования подержала в полном объеме.
Представитель МО СП "Горхонское" Грешилова Г.В. возражений относительно иска в ходе рассмотрения дела не высказала, указала на отсутствие финансовых средств.
Представитель ответчика МО "Заиграевский район" Градобоева А.Д. просила в иске отказать, указывая, что меры по первичной противопожарной безопасности к полномочиям района не относятся, сельское поселение самостоятельно должно обеспечивать меры противопожарной безопасности на территории поселения.
Представители Республиканского агентства лесного хозяйства Баглаев И.М, Ситников А.Н. против иска не возражали, при этом суду пояснили, что невозможно обеспечить противопожарный разрыв шириной не менее "... " метров между лесным массивом и построенными зданиями, сооружениями путем сплошной рубки как того просит администрация сельского поселения, поскольку федеральным законодательством запрещена сплошная рубка на территории защитных лесов.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО "Заиграевский район" Гузеева Н.И. просит отменить решение суда первой инстанции в части обязания администрации МО "Заиграевский район" в срок до 15.05.2019 г. обеспечить финансирование мероприятий прокладки минерализованных полос. Указывает, что решением суда администрация района обязана обеспечить финансирование мероприятий прокладки минерализованных полос, однако для выполнения указанных мероприятий требуется определенная последовательность действий не только со стороны администрации МО "Заиграевский район", но и представительного органа - Заиграевского районного Совета депутатов МО "Заиграевский район", который в нарушение ст. 43 ГПК РФ не был привлечен к участию в деле. Для того, чтобы обеспечить финансирование прокладки минерализованной полосы, необходимо внести изменения в решение о бюджете муниципального образования, которое принимается представительным органом, а не администрацией. В резолютивной части решения суда не указано из средств какого бюджета должны финансироваться мероприятия по прокладке минерализованной полосы на территории МО СП "Горхонское". По мнению апеллянта обустройство (прокладка) минерализованных полос и противопожарных разрывов относится к полномочиям сельских поселений.
В заседание судебной коллегии не явились представители ответчиков администраций МО СП "Горхонское" и МО "Заиграевский район" - о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В суд от представителя администрации МО СП "Горхонское" Грешиловой Г.В. поступило заявление об их согласии с решением суда первой инстанции и рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истца Осипова А.М. полагала вынесенное решение законным и обоснованным. Поскольку сроки исполнения, назначенные судом, прошли, полагала возможным перенести сроки исполнения на более позднюю дату - до...
Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Жапова Н.И. с доводами апелляционной жалобы также не согласилась.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 19 этого Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 63 названного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В силу ст.ст. 1, 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют - подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 24 названного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О пожарной безопасности"на период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры.
В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары; на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения. Запрещается использовать противопожарные минерализованные полосы под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов; запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков), мест разработки или открытого залегания торфа под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, \ мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов (п.п. 74,78,79).
Приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м (п.4.14).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, актом проверки от 11.03.2017 года зафиксировано отсутствие противопожарного разрыва при наличии прилегания к лесному массиву в улусе "... " противопожарный разрыв составляет 10 метров от жилых строений до лесного массива, разрыв частично занят изгородью относительно ориентира по ул. "... " разрыв также занят изгородью (нумерация домов с "... " по "... "). Отражен факт захламления территории, прилегающей к лесному массиву, минерализованные полосы не обновлены.
Согласно акту проверки N 14 от 16.04.2018 года главного государственного инспектора Заиграевского района Республики Бурятия по пожарному надзору Александровского О.А. граница населенного пункта не обновлена минерализованными полосами, исключающими возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенного пункта; в "... " не соблюдены противопожарные расстояния от границ застроек до лесного массива.
Актом проверки от 13.03.2019 года главного государственного инспектора Заиграевского района Республики Бурятия по пожарному надзору Александровского О.А. установлено, что границы населенных пунктов "... ", расположенных рядом с лесным массивом, не обновлены минерализованными полосами, исключающими возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов; не соблюдены противопожарные расстояния от границ застройки до лесного массива; на момент проверки имеющиеся противопожарные расстояния не очищены от горючих материалов, от сухой растительности.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, районный суд сослался на то, что на территории муниципального образования "Заиграевский район" с 15 апреля 2019 года введен особый противопожарный режим, принял во внимание необходимость неукоснительного соблюдения требований противопожарного законодательства по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в целях недопущения угрозы жизни и здоровью, имущества жителей района.
С изложенным выводом районного суда судебная коллегия соглашается.
В жалобе представитель Администрации МО "Заиграевский район" выражает несогласие с решением суда о возложении на администрацию районная обязанности по финансированию мероприятий прокладки минерализованных полос, полагая, что данные мероприятия являются расходным обязательством поселения.
Указанный довод судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу положений ст.ст. 1, 10 Федерального закона "О пожарной безопасности", ч. 2 ст. 11, ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Ссылки автора жалобы на необходимость внесения изменений в решение о бюджете муниципального образования, принимаемое представительным органом МО "Заиграевский район", не привлеченного к участию в деле, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Отсутствие в бюджете достаточных средств, не позволяющих исполнить вышеназванные требования законодательства о пожарной безопасности, не могут быть приняты во внимание коллегией, поскольку нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований закона при отсутствии на это финансовых возможностей, как и то, что вышеназванные права и интересы населения в области пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды могут быть обусловлены наличием достаточных средств у органа местного самоуправления.
Кроме того, в силу ст. 43 ГПК РФ третьи лица могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле.
В рассматриваемом случае, со стороны ответчика ходатайство о привлечении к участию в деле Совета депутатов МО "Заиграевский район" не заявлялось, данный вопрос предметом исследования со стороны районного суда не являлся, обратное из материалов дела не усматривается.
Таким образом, коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно исковому заявлению прокурор района просил обязать ответчиков осуществить рассмат риваемые мероприятия в срок 15 мая 2019 года, при этом, в судебном заседании прокурором заявлено о необходимости обращения решения суда к немедленному исполнению.
На основании ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
При разрешении данного вопроса районный суд, удовлетворяя требования иска, установилответчикам срок исполнения обязательств, а также постановилобратить решение суда к немедленному исполнению, в чем судебная коллегия усматривает противоречие.
Коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на обращение решения суда к немедленному исполнению.
Кроме того, разрешая вопрос о сроках исполнения возложенных на муниципальные органы обязательств, принимая во внимание позицию прокурора, полагавшего возможным перенести срок на более позднюю дату, судебная коллегия приходит к выводу о предоставлении ответчикам срока исполнения - до 01 октября 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 26 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.