Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Чупошева Е.Н. и Васильевой С.Д., при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Республики Бурятия на решение Кабанского районного суда РБ от 30 апреля 2019 года (с учетом определения суда от 07.06.2019 г.), которым постановлено:
исковое заявление удовлетворить частично;
обязать Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов:
- с земельного участка с кадастровым номером.., площадью 18891 кв.м, расположенного на территории п. Клюевка Кабанского района Республики Бурятия;
- с земельного участка с кадастровым номером.., площадью 3499 кв.м, расположенного на территории МО СП "Посольское" Кабанского района Республики Бурятия;
- с земельного участка с кадастровым номером.., площадью 16644 кв.м, расположенного на территории МО ГП "Каменское" Кабанского района Республики Бурятия.
Обязать администрацию МО "Кабанский район" в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов:
- с земельного участка с кадастровым номером.., площадью 18891 кв.м, расположенного на территории п. Клюевка Кабанского района Республики Бурятия;
- с земельного участка с кадастровым номером.., площадью 3499 кв.м, расположенного на территории МО СП "Посольское" Кабанского района Республики Бурятия;
- с земельного участка с кадастровым номером.., площадью 16644 кв.м, расположенного на территории МО ГП " Каменское" Кабанского района Республики Бурятия.
в исковых требованиях к МО СП "Клюевское" отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчикам Администрации МО "Кабанский район" и Правительству Республики Бурятия, истец Байкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в защиту интересов неопределенного круга лиц с учетом уточнений просил:
обязать Правительство Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельных участков с кадастровым номером.., площадью 18891 кв.м, расположенного на территории п. Клюевка Кабанского района Республики Бурятия; с земельного участка с кадастровым номером.., площадью 3499 кв.м, расположенного на территории МО СП "Посольское" Кабанского района Республики Бурятия; с земельного участка с кадастровым номером.., площадью 16644 кв.м, расположенного на территории МО ГП " Каменское" Кабанского района Республики Бурятия;
обязать Администрацию МО "Кабанский район" в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с указанных выше земельных участков.
Иск мотивирован тем, что Байкальским межрегиональным управлением
Росприроднадзора в июле, августе 2018 г. проведены плановые (рейдовые) осмотры, обследования центральной экологической зоны Байкальской природной территории на предмет исполнения Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на территории Кабанского района Республики Бурятия, в ходе которых выявлены несанкционированные свалки. В частности, на земельном участке с кадастровым номером... категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для размещения иных объектов промышленности, по документу - под размещение полигона складирования бытовых отходов (свалка), на площади 18891 кв.м, расположенного на территории п. Клюевка Кабанского района Республики Бурятия выявлена свалка твердых коммунальных отходов в виде картонных упаковок, пластиковой и стеклянной тары, ветошей, обгоревшей древесины, отходов раскряжевки древесины и др.
Такая же свалка бытовых отходов площадью 3499 кв.м. выявлена и на земельном участке с кадастровым номером.., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, по документу - для организации площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов на территории МО СП "Посольское" Кабанского района Республики Бурятия.
В августе 2018 г. выявлена свалка твердых бытовых отходов в виде картонных упаковок, пластиковой и стеклянной тары, ветошей, обгоревшей древесины, отходов раскряжевки древесины и др, площадью 16644 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером.., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для размещения иных объектов промышленности, по документу - под свалку на территории МО ГП " Каменское" Кабанского района Республики Бурятия.
В соответствии с ч.ч. 5,6 и 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах, в том числе водоохранных зон; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов; запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Однако, вышеуказанные свалки не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Более того, из размещение запрещено в Центральной экологическаой Байкальско природной территории озера Байкал.
Определением суда к участию в деле привлечены: МО СП "Клюевское" в качестве соответчика, в качестве третьих лиц - Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, Администрация МО ГП "Каменское", Администрация МО СП "Посольское".
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Сандипов А.Б. исковые требования с учетом уточнений поддержал.
Представитель ответчика Правительства РБ Романова О.С. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее, участвуя в судебном заседании, исковые требования не признала.
Представитель ответчика Администрации МО "Кабанский район" по доверенности Родионова Н.А. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика МО СП "Клюевское" - глава Шимян Е.Н. просил в иске в отношении поселения отказать.
Представители третьих лиц - Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, Администрации МО ГП "Каменское", МО СП "Посольское" в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд постановилвышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Правительство РБ, его представитель по доверенности Романова Н.А. подала апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об отмене решения суда в части удовлетворения иска в отношении Правительства РБ и постановлении нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска. В частности, в апелляционной жалобе представитель Правительства РБ Романова О.С. указывает на то, что суд неправильно применил нормы материального права и неправильно определилобстоятельства, имеющие значение по делу, поскольку организация по ликвидации несанкционированного размещения отходов положениями статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не регулируются. Обращает внимание суда апелляционной инстанции, что согласно Закону РБ от 21.06.1995 г..N140 Правительство Республики Бурятия координирует работу органов исполнительной власти по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических проблем. Из указанного закона не следует, что Правительство Республики должно организовывать работу по ликвидации свалок на территории Кабанского района. Также апеллянт ссылается на то, что полномочия Правительства Республики реализуется путем принятия мер регулирующего, распорядительного характера, предусмотренных действующим законодательством; осуществления соответствующего нормативного правового регулирования, заключения соглашения с региональным оператором, определяемым на основании конкурсного отбора. Распоряжением от 10.04.2015 г..N 217-р утвержден План мероприятий по реализации закона N 458 от 29.12.2014 г.."О внесении изменений в ФЗ "Об отходах производства и потребления", при этом Правительством РБ определен координатор исполнения плана - Министерство природных ресурсов РБ.
По мнению апеллянта, Правительством РБ приняты исчерпывающие меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению коммунальных отходов на территории Республики. Более того, полномочия по очистке территорий от отходов имеет финансовое обеспечение. Так, Кабанскому району в 2018 г..и 2019 г..выделены 23383500 руб, однако Администрацией района данные средства не были направлены на ликвидацию несанкционированных свалок. Финансовая помощь предоставлялась и ранее. Кроме этого, апеллянт со ссылкой на примечания к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 отмечает, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которой эти отходы находятся.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Республики Бурятия Митыпова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Андреев А.А. поддержал позицию представителя Правительства РБ.
Представитель истца по доверенности Сандипов А.Б. возражал против отмены судебного решения. Возражала против отмены судебного решения и представитель Администрации МО "Кабанский район" Зачиняев И.О.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в том числе размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Часть 3 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 2 ФЗ N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.13 ФЗ от 24.06.1998 г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.
Таким образом, анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления принимает участие в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, собственность на земельные участки, на которых находятся несанкционированные свалки, не разграничена.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора в июле, августе 2018 г. проведены плановые (рейдовые) осмотры, обследования центральной экологической зоны Байкальской природной территории на предмет исполнения Федерального закона "Об отходах производства и потребления" на территории Кабанского района Республики Бурятия, в ходе которых на территории Кабанского района РБ на земельных участках с кадастровым номером... площадью 18891 кв.м, с кадастровым номером... площадью 3499 кв.м, с кадастровым номером... площадью 16644 кв.м. выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов в виде картонных упаковок, пластиковой и стеклянной тары, ветошей, обгоревшей древесины, отходов раскряжевки древесины и др.
Указанные несанкционированные свалки не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доводы истца о захламлении земельных участков в Кабанском районе, указанных в иске, отнесенных, в том числе к неразграниченным земельным участкам, нашли своего подтверждения в суде, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку размещение твердых бытовых отходов, как правильно указал суд первой инстанции, осуществляется в границах населенных пунктов Кабанского района РБ в водоохранной зоне озера Байкал, что подпадает под прямой запрет в соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1 ст. 6 Федерального закона N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" и нарушением ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме того, обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в силу вышеприведенных норм возложена на исполнительный орган государственный власти Республики Бурятия, то есть на Правительство Республики Бурятия.
Администрация же муниципального образования "Кабанский район", как правильно указал суд, обязана принимать участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Оснований для освобождения ответчика в лице Правительства РФ от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране окружающей среды", Об охране озера Байкал" суд первой инстанции правомерно не усмотрел.
Доводы о финансировании Кабанского района денежными средствами для ликвидации свалок подлежат отклонению, так как данное обстоятельство, если и мело место, не освобождает Правительство РБ от исполнения полномочий в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия не может согласиться с иными доводами апелляционной жалобы, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы жалобы являлись основанием процессуальной позиции ответчика - Правительства РБ, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кабанского районного суда РБ от 30 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Правительства Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: С.Д.Васильева
Е.Н.Чупошев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.