Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судейколлегии Казанцевой Т.Б., Раднаевой Т.Н.,
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия к Лебедеву А.К. о взыскании задолженности по налогам и пени, по апелляционной жалобе административного ответчика Лебедева А.К. на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 15 мая 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Межрайонной ИФНС N 1 по Республике Бурятия удовлетворить частично.
Взыскать с Лебедева А.К. в пользу Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Бурятия транспортный налог в размере 5074 рублей, пени в размере 68,94 рублей.
Взыскать с Лебедева А.К. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Заслушав доклад судьи Раднаевой Т.Н, выслушав пояснения представителя административного истца Яньковой М.Д, Лебедева А.К, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия обратилась с административным иском к Лебедеву А.К. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 16402 руб, пени по транспортному налогу в размере 68,94 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Лебедев А.К. в 2014-2016 годах являлся собственником транспортных средств марки - "... ", мощностью 99 л.с, государственный регистрационный номер "... " и автомобиля марки " "... " 1996 года выпуска, мощностью 220 л.с, государственный регистрационный номер "... ". Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 20.09.2017 года N56826749, в которых начислен транспортный налог за 2014 г. - 7788 руб, за 2015 г. - 8177 руб, за 2016 года - 8545 руб. В установленный срок сумма транспортного налога за 2014 - 2016 года не уплачена.
В суде первой инстанции административный ответчик Лебедев А.К. исковые требования не признал, пояснив суду, что автомобиль -" "... "", 1996 года выпуска имеет мощность 100 л.с. Налог оплачен в полном объеме.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Лебедев А.К. просит решение отменить, указывая, что суд первой инстанции неверно рассчитал транспортный налог на автомобиль " "... "
В судебном заседании апелляционной инстанции Лебедев А.К. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного истца Янькова М.Д. суду пояснила, что задолженности по транспортному налогу у ответчика нет.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с частью 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из части 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Из материалов дела следует, что за Лебедевым А.К. в 2014-2016 годах значились на регистрации транспортные средства - марки "... "", мощностью 99 л.с, государственный регистрационный номер "... " и автомобиль марки " "... "" 1996 года выпуска, государственный регистрационный номер "... ", мощностью 220 л.с.
Судом первой инстанции установлено, что в результате системного сбоя в автоматизированной базе данных - Федеральная информационная система "ГИБДД" МВД РФ содержались неверные сведения о мощности автомобиля "... ", 1996 года выпуска, которая со дня изготовления и до настоящего времени в действительности составляла 100 л.с.
В результате чего налоговым органом был произведен неверный расчет суммы транспортного налога, подлежащего уплате Лебедевым А.К.
Установив ошибочность расчетов налогового органа, районный суд самостоятельно исчислил размер налога, подлежащего уплате ответчиком исходя из реальной мощности приведенного автомобиля и пришел к выводу о том, что в действительности задолженность ответчика по транспортному налогу составляет 5074 руб.
С данным выводом районного суда согласиться нельзя.
Статья 287 КАС РФ предъявляется специальные требования к административному иску о взыскании обязательных платежей и санкций. В силу пункта 4 ч. 1 данной статьи названный административный иск должен быть оформлен в соответствии с ч. 1 ст. 125 КАС РФ с обязательным указанием сведений о направлении административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке. При этом к такому заявлению прилагается копия направленного требования. То есть направление административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке является обязательным условием для обращения в суд. Если в административном иске отсутствуют сведения о направлении требования административному ответчику либо такие сведения указаны, но не приложены соответствующиедокументы, то данные обстоятельства являются препятствием для рассмотрения иска по существу и являются основанием для оставления его без движения.
Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержатьсведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, срок исполнения требования. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае если обязанность налогоплательщика изменилась после направления требования об уплате налога, налоговый орган обязан направить ему уточнённое требование (ст. 71 НК РФ).
Судом установлено и не оспаривается административнымистцом, что сведения о задолженности по транспортному налогу, содержащиеся в требовании N 100558, не соответствовали действительности ввиду несоответствия исчисленного размера налога мощности двигателя транспортного средства, принадлежащего ответчику.
Уточненное требование, в соответствии с требованиями ст. 71 НК РФ, в адрес ответчика не направлялось.
При таких обстоятельствах, в отсутствие специальных документов (уведомления и требования), содержащих сведения о реальном размере долга по транспортному налогу, у суда отсутствовали основания для взыскания задолженности по налогу посредством самостоятельного установления ее размера, так как в силу пункта 2 ст. 52, п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками- физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Более того, самостоятельно исчислив размер налога, суд допустил ошибки в своих расчетах, ввиду неверного определения налоговой ставки, размер которой регламентирован ст. 3 Закона Республики Бурятия от 26.11.2002 N 145-III "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" и составлял для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л. с, с года выпуска которых до 1 числа налогового периода прошло свыше 10 лет -7 (в 2014. ); 7,4(в 2015г.) и - 7,7 (в 2016г.).
Соответственно сумма транспортного налога, подлежащего уплате Лебедевым А.К. за автомобиль " "... "":
в 2014 году составила 100 л.с. Х 7 = 700 руб.
в 2015 году составила 100 л.с. Х 7,4 = 740 руб.
в 2016 году составила 100 л.с. Х 7,7 = 770 руб.
Общая сумма транспортного налога за 2014-2016 гг, взимаемая с Лебедева А.К. за автомобиль " "... "" составила бы 700 руб.+740руб.+770руб.= 2210 руб.
Сумма транспортного налога за транспортное средство" "... "", мощностью 99 л.с, государственный регистрационный номер "... " составляла3742 руб.
Общая сумма транспортного налога за 2014-2016 гг. составляла 2210+3742 =5952 руб.
В период с 2014-2016 гг. Лебедевым уплачен транспортный налог в сумме 8108 руб.
Соответственно, недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2014-2016 гг. у Лебедева А.К, вопреки выводам районного суда не имелось.
При таких обстоятельствах решение районного суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 15 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия к Лебедеву А.К. о взыскании задолженности по налогам и пени.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи коллегии: Т.Б. Казанцева
Т.Н. Раднаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.