Верховный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Павлова Сергея Павловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
27 декабря 2018г. Павлов С.П. обратился с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ), Правительству Республики Бурятия, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 1 600 кв.м, расположенного по адресу: "... ", равной его рыночной стоимости в размере 2154303,03 руб. по состоянию на 01.01.2015г.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником данного земельного участка, его кадастровая стоимость была установлена Постановлением Правительства РБ N2 от 13.01.2016г. и составляет 20 736992 руб. Указанная оценка является завышенной, не соответствует рыночной цене, установленной в соответствии с отчетом об оценке NРН60-11/18, составленным И.
В судебное заседание административный истец Павлов С.П. не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца Корнева О.Ю. исковые требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Улан-Удэ, Санжиева Е.Б, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований с учетом результатов проведенной судебной оценочной экспертизы.
Представители административных ответчиков - Управления Росреестра по РБ, Правительства РБ, заинтересованных лиц - Министерства имущественных и земельных отношений, ФГБУ "ФКП Росреестра по РБ" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом на основании п. 4 ст. 247 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей административного истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Павлов С.П. является собственником земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу: "... ".
Постановлением Правительства Республики Бурятия N2 от 13.01.2016г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Бурятия.
Как следует из представленной истцом выписки из ЕГРН, выданной филиалом ФГБУ "Росреестра по Республике Бурятия", установленная в соответствии с указанным нормативно-правовым актом по состоянию на 01.01.2015г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " составляет 20736 992 руб.
В обоснование необходимости судебной защиты своих прав Павлов С.П. ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, потому должна быть установлена в соответствии с п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в размере рыночной стоимости. Завышенный размер кадастровой стоимости земельного участка обусловливает крупный размер уплачиваемого земельного налога.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" дано разъяснение о том, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п.п. 1 п.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка установлена Постановлением Правительства Республики Бурятия N2 от 13.01.2016г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия" по состоянию на 01.01.2015г, в связи с чем рыночная стоимость земельного участка определялась на указанную дату.
Согласно ст.11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При подаче иска административный истец представил суду отчет об оценке NРН60-11/18, составленный И., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка была определена в размере 2154000 руб. В связи с возникшими у суда сомнениями в правильности выбора оценщиком объектов-аналогов, определения сегмента рынка была назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением дополнительной судебной оценочной экспертизы N36/06-19, проведенной О. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " по состоянию на 01.01.2015г. составляет 3186 000 руб.
Оценивая заключение экспертизы по правилам ст.ст.82, 84 КАС РФ, суд считает его допустимым доказательством, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим длительный экспертный стаж, специальное образование и квалификацию, являющимся членом Саморегулируемой "... " оценщиков "... " об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупрежден.
Суд не находит оснований сомневаться в заключении, поскольку при проведении оценки эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, оно содержит подробное обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы эксперта являются исчерпывающими.
В ходе рассмотрения дела эксперт Т... допрошенная в качестве свидетеля, поддержала выводы дополнительной судебной экспертизы. Доказательства иной рыночной стоимости земельного участка лицами, участвующими в деле, представлены не были.
Суд приходит к выводу, что заключение дополнительной судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом О. об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2015г. является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
С учетом изложенного, разрешая исковые требования Павлова С.П, суд приходит к выводу, что в отношении земельного участка с кадастровым номером "... " рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2015г. подлежит установлению в соответствии с заключением дополнительной судебной оценочной экспертизы в размере 3186 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Павлова Сергея Павловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Правительству Республики Бурятия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "... " площадью 1 600 кв.м, расположенного по адресу: "... ", в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, равной 3186000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка является 27 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательном виде решение изготовлено 31 июля 2019 года.
Судья: Т.Б. Казанцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.