Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова Н.А,
судей
Сидоренко Н.А. и
Лиджиева С.В,
при секретаре Манжиковой А.Э.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Дугулова В.И. к администрации г. Элисты о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности восстановить на таком учете по апелляционной жалобе истца Дугулова В.И. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, объяснения истца Дугулова В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дугулов В.И. обратился в суд с указанным иском к администрации г. Элисты, ссылаясь на то, что родился 02 июня 1972 г. и до достижения совершеннолетия находился на полном государственном обеспечении. В период с августа 1986 г. по июнь 1990 г. являлся воспитанником "... " детского дома, а затем проходил обучение в "... " педагогическом училище, проживая в его общежитии. После завершения обучения был выселен из общежития. В 2015 году был принят администрацией г. Элисты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в 2016 году - снят с учета в связи с достижением возраста 23 лет на момент постановки. В марте 2019 г. ему было отказано в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий. Полагал, что его вина в поздней постановке на жилищный учет отсутствует - в детском доме и училище ему не сообщили о необходимости постановки на такой учет, до 2002 года он не имел регистрации по месту жительства. В настоящее время он жильем не обеспечен.
Учитывая изложенное, Дугулов В.И. просил суд признать незаконным решение администрации г. Элисты о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и восстановить на таком учете.
В судебном заседании истец Дугулов В.И. иск поддержал.
Представитель ответчика - администрации г. Элисты в суд не явился.
Представитель третьего лица - отдела опеки и попечительства администрации г. Элисты Чедырева Е.Д. оставила вопрос о разрешении исковых требований Дугулова В.И. на усмотрение суда.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 мая 2019 г. в удовлетворении иска Дугулова В.И. отказано.
В апелляционной жалобе истец Дугулов В.И. просит решение суда отменить и принять новое решение ввиду неправильного толкования норм материального права. Суд не учел, что в результате бездействия органов опеки и попечительства он после окончания обучения в училище длительное время не имел регистрации по месту жительства, необходимой для постановки на жилищный учет. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что положения п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, вступившей в силу с 01 января 2019 г, неприменимы к настоящему спору.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав лицо, участвующее в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении иска Дугулова В.И, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 18 до 23 лет Дугулов В.И. вправе был самостоятельно обратиться в уполномоченные органы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Суд указал, что обращение Дугулова В.И. с заявлением о включении его в список на обеспечение жилым помещением имело место в 2013 году после достижения возраста 41 года. Доказательства наличия уважительных причин, объективно препятствовавших обращению в компетентные органы по вопросу постановки на жилищный учет, Дугуловым В.И. не представлены.
С таким выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В связи с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма упразднено с 01 января 2013 г.
Из материалов дела видно, что решением суда от 13 июня 1987 г. М. лишена родительских прав в отношении сына Дугулова В.И, 02 июня 1972 года рождения. В период с 10 августа 1986 г. по 28 августа 1987 г. Дугулов В.И. являлся воспитанником "... " детского дома. Впоследствии Дугулов В.И. проходил до июня 1990 г. обучение в "... " педагогическом училище, проживая в общежитии учебного заведения.
19 мая 1993 г. Дугулов В.И. был осужден приговором суда по ст. "... " ч. "... " Уголовного кодекса Российской Федерации к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года.
Сторонами не оспаривается, что до 01 января 2013 г, то есть до момента вступления в силу изменений в законодательстве, регулирующем отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, а также лицам из их числа, право на обеспечение жилым помещением Дугуловым В.И. не было реализовано.
Судом установлено, что после обращения 19 сентября 2013 г. в администрацию г. Элисты Дугулов В.И. был принят 28 февраля 2014 г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации г. Элисты от 27 мая 2016 г. N 1180 (л.д. 24) Дугулов В.И. снят с указанного учета в связи с достижением возраста 23 лет на момент постановки на учет.
27 февраля 2019 г. (л.д. 26) жилищной комиссией администрации г. Элисты было отказано в удовлетворении заявления Дугулова В.И. от 20 февраля 2019 г. о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Сведения о наличии уважительных причин, в частности, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет либо состояние здоровья истца, которые свидетельствовали бы о невозможности своевременной реализации Дугуловым В.И. права на обеспечение жилым помещением, либо о наличии препятствий для реализации данного права до достижения возраста 23 лет, в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет Дугулов В.И. не реализовал свое право и не обратился в установленном законом порядке в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет для получения жилья. Дугулов В.И. был принят в 2014 году на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с нарушением вышеприведенных условий, предусмотренных законодательством, регулирующих отношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений, а также лицам из их числа,
При таких данных судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным решения администрации г. Элисты о снятии с учета, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и восстановлении его на таком учете.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что он длительное время не имел регистрации по месту жительства после окончания обучения в училище, в том числе в результате бездействия органов опеки и попечительства, не свидетельствует о наличии уважительных причин несвоевременного обращения Дугулова В.И. с заявлением о постановке его на учет для предоставления жилого помещения на льготных основаниях.
По достижении совершеннолетия, учитывая заявительный характер правоотношений, Дугулов В.И. вправе был обратиться в орган местного самоуправления для реализации своего жилищного права. Установленный законодателем возрастной критерий 23 года направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной гарантии в виде возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Указание в жалобе на п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является несостоятельным ввиду неправильного толкования норм материального права и не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2013 года, в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ закреплено право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда.
Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (в вышеприведенной редакции) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, то есть 01 января 2013 г, в случае, если до указанной даты дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ закреплено право на самостоятельное обращение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Более того, согласно абзацу четвертому ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
По состоянию на 19 сентября 2013 г, дату обращения в администрацию г. Элисты Дугулов В.И. к числу таких лиц не относился ввиду достижения возраста, превышающего 23 года.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 30 мая 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий Н.А. Басангов
Судьи: Н.А. Сидоренко
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.