Дата вступления в законную силу - 9 июля 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Лиджеевой Л.Л,
при секретаре - Манжиковой А.Э,
с участием административного истца Азыдовой З.Э,
представителя Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиевой О.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Азыдовой З.Э. в интересах А о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Азыдова З.Э. в интересах А обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что вступившим в законную силу решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 августа 2013 года на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить А субсидию на приобретение жилого помещения как инвалиду за счет средств федерального бюджета. До настоящего времени решение суда не исполнено. Считает, что неисполнение вступившего в законную силу судебного решения на протяжении длительного времени нарушает право А на исполнение судебного акта в разумный срок.
Просила присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70000 рублей.
В судебном заседании Азыдова З.Э. поддержала заявленные требования в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ранее она обращалась в суд заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 июня 2017 года признан факт нарушения прав А, исковые требования удовлетворены частично. С момента вынесения указанного решения суда и до настоящего времени решение суда о предоставлении жилья не исполнено.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиева О.М. возражала против размера заявленной компенсации, указывая на его несоразмерность.
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, а также заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Поскольку установленных ст.150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований отложения судебного разбирательства дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, а также материалы гражданского дела N ***, рассмотренного Элистинским городским судом Республики Калмыкия, исполнительного производства N ***, находящегося в производстве Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу ч.8 ст.3 Федерального закона N 68-ФЗ, ч.4 ст.250 Кодекса административного судопроизводства РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с ч.1 ст.10 Кодекса административного судопроизводства РФ, ч.1 ст.6.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
В п.55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п.2 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч.5 ст.353 КАС РФ, ч.3.1 ст.319 АПК РФ, ч.1, 3 ст.428 ГПК РФ, п.6 ст.242.2, п.8 ст.242.3, п.7 ст.242.4, п.7 ст.242.5 БК РФ).
Согласно ч.3 ст.258 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Установлено, что решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 августа 2013 года на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить А субсидию на приобретение жилого помещения как инвалиду за счет средств федерального бюджета. Указанное решение вступило в законную силу 24 сентября 2013 года.
На основании поступившего от Азыдовой З.Э. в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия 3 октября 2013 года заявления и исполнительного листа серии ВС N *** постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия П в тот же день возбуждено исполнительное производство N ***. Таким образом, взыскатель Азыдова З.Э. без неоправданной задержки обратилась в уполномоченный орган за исполнением судебного акта.
Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 14 ноября 2013 года N *** субсидия на приобретение в собственность жилого помещения за счет средств федерального бюджета будет выделена А (дата постановки на учет в Администрации г. Элисты ***) в порядке очередности.
26 марта, 24 июня и 18 декабря 2014 года, 31 августа и 8 декабря 2016 года в адрес руководителя Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия судебным приставом-исполнителем направлены предупреждения, а 18 декабря 2014 года - требование об исполнении вышеуказанного исполнительного документа, в случае злостного неисполнения которого, а равно при воспрепятствовании исполнению решения суда, возможно привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.
В ответ на требования судебного пристава-исполнителя от 31 августа 2016 года должником направлено письменное сообщение, согласно которому А состоит в единой очереди, сформированной из инвалидов и ветеранов боевых действий, под номером ***. Предоставление А за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность возможно после реализации своих прав *** гражданами, состоящими на учете в органах местного самоуправления, с датой постановки на учет до *** года, ввиду чего предоставление А вышеуказанной выплаты в первоочередном порядке не представляется возможным.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 июня 2017 года признан факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, А присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 75 000 рублей.
Принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного исполнения судебного акта. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя (п.39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок").
После вынесения вышеуказанного решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 июня 2017 года о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, 12 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем К вынесено постановление о взыскании с Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия исполнительского сбора в размере 50000 рублей за неисполнение исполнительного листа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Также 25 ноября 2017 года, 19 июля, 31 июля, 4 сентября и 7 сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем в адрес Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия направлены предупреждения, а также 25 ноября 2017 года, 12 февраля, 20 марта, 18 июля, 26 июля, 5 сентября, 10 сентября и 2 октября 2018 года, 24 января и 18 апреля 2019 года - требования об исполнении исполнительного листа, в случае злостного неисполнения которого, а равно при воспрепятствовании исполнению решения суда, возможно привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 УК РФ.
В ответ на поступившие требования и предупреждения судебного пристава-исполнителя Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия направлены письменные сообщения (от 31 июля и 7 сентября 2018 года), в которых указывалось, что с 2018 года очередность инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов ведется раздельно от ветеранов боевых действий. В сводном списке А состояла под номером *** с датой постановки 25 февраля 2004 года. Решением жилищной комиссии она снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из списка по болезни на основании п.5 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Министерство не имеет правовых оснований для предоставления ей субсидии за счет средств федерального бюджета.
Постановлениями заместителя начальника - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по РК от 5 октября 2018 года и от 14 февраля 2019 года Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия дважды признавалось виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 КоАП РФ, и подвергалось административным наказаниям в виде штрафов каждый раз в размере 30000 рублей.
Несмотря на перечисленные меры, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 августа 2013 года не исполнено должником до настоящего времени, то есть в данном случае имеет место нарушение установленного законом срока исполнения судебного акта.
Из материалов настоящего дела, а также материалов исполнительного производства следует, что Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия меры по исполнению требований исполнительного документа, возбужденного на основании вступившего в законную силу решения суда и подлежащего обязательному исполнению, не принимались.
Общий срок исполнительного производства, исчисленный в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации с момента предъявления Азыдовой З.Э. исполнительного листа в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Калмыкия (3 октября 2013 года) до дня рассмотрения настоящего дела составил ***.
Со дня вынесения решения Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 июня 2017 года о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок до настоящего момента прошел ***.
На основании ч. 2 ст. 1 Закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Как видно из материалов дела, а также представленных сторонами доказательств, в ходе исполнения судебного постановления административный истец добросовестно исполняла свои процессуальные обязанности, не допуская злоупотреблений своими правами, и не совершала никаких действий, способствовавших задержке исполнения судебного акта.
Действия же должника по исполнению судебного акта нельзя признать достаточными и эффективными.
Из материалов дела и исполнительного производства следует, что на неоднократные требования судебного пристава-исполнителя должник отвечал лишь однотипными письмами общего содержания о невозможности предоставления А субсидии на приобретение жилого помещения.
Сведений, а также доказательств, подтверждающих выполнение должником каких-либо фактических действий, направленных на реальное и своевременное исполнение судебного постановления, суду не представлено. Длительность исполнения судебного акта не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное исполнение решения суда.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что действия Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия по исполнению данного судебного решения являются весьма пассивными и их нельзя оценить как эффективные и достаточные для своевременного исполнения судебного акта в разумный срок.
Таким образом, суд признает, что срок исполнения судебного акта в конкретном случае не является разумным, и право истца на исполнение судебного акта в разумный срок было нарушено, следовательно, заявленное требование о присуждении в связи с этим компенсации является правомерным.
В случае установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок причинение вреда интересам заявителя презюмируется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека.
Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд приходит к выводу, что данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Исследуя критерий значимости своевременного исполнения судебного акта для истца, суд учитывает общую продолжительность неисполнения судебного акта об исполнении обязанности предоставить А субсидию на приобретение жилого помещения, в том числе продолжительность неисполнения судебного акта после вынесения решения суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. При этом суд учитывает, что А, *** года рождения, является инвалидом *** группы, страдает заболеваниями - ***, относится к категории социально незащищенных граждан, по отношению к которым государство приняло на себя повышенные обязательства. Решением исполкома Чагортинского сельского Совета народных депутатов Целинного района Калмыцкой АССР от 9 декабря 1985 года N ***, а в последующем постановлением Главы Администрации г. Элисты от 3 сентября 2015 года опекуном А назначена ее мать Азыдова З.Э, *** года рождения, которая в настоящее время осуществляет непосредственный уход за ней. Отсутствие собственного жилья повлекло необходимость найма Азыдовой З.Э. для совместного проживания с А жилья. В течение всего периода исполнения судебного акта Азыдова З.Э. в интересах недееспособной А систематически обращалась в органы государственной власти с заявлениями о принятии мер к исполнению принятого в отношении А судебного решения. Данные обстоятельства в совокупности с отсутствием на протяжении длительного периода времени ожидаемого результата от прилагаемых ею в очевидно преклонном возрасте усилий безусловно отягчают степень разочарования последней в эффективности действия государственного механизма по исполнению судебного акта.
Между тем, требуемый административным истцом размер компенсации 70000 рублей, по мнению суда, является завышенным.
Принимая во внимание обстоятельства, связанные с неисполнением судебного решения, недостаточность и неэффективность мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, их отношение к вопросу исполнения данного судебного акта, общую продолжительность срока его неисполнения, значимость его последствий для А, практику Европейского суда по правам человека, а также учитывая, что решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 7 июня 2017 года административному истцу присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 75 000 рублей, суд считает необходимым присудить Азыдовой З.Э, действующей в интересах А, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма, по мнению суда, позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Согласно ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства РФ Азыдовой З.Э. подлежит возмещению уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 - 180, 258, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Азыдовой З.Э. в интересах А о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Присудить с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Азыдовой З.Э, действующей в интересах А, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, перечислив их на счет N ***, открытый на ее имя в Калмыцком отделении N 8579 ПАО Сбербанк г. Элиста, БИК040702615, корреспондентский счет 30101810907020000615.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Азыдовой З.Э. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.Л. Лиджеева
Дело N 3а-30/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(р е з о л ю т и в н а я ч а с т ь)
6 июня 2019 г. г. Элиста
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - судьи Лиджеевой Л.Л,
при секретаре - Манжиковой А.Э,
с участием административного истца Азыдовой З.Э,
представителя Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиевой О.М,
Руководствуясь ст.175 - 180, 258, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Азыдовой Зои Эткаевны в интересах Азыдовой Светланы Алексеевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Присудить с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Азыдовой Зои Эткаевны, действующей в интересах Азыдовой Светланы Алексеевны, компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, перечислив их на счет N 42305810060302204017, открытый на ее имя в Калмыцком отделении N 8579 ПАО Сбербанк г. Элиста, БИК040702615, корреспондентский счет 30101810907020000615,
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Азыдовой З.Э. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.Л. Лиджеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.