Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А,
судей Зиновьевой О.Н. и Ивановой О.А,
при секретаре Потаповой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Кузьмина Дмитрия Вячеславовича - Рыжова Владимира Александровича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 24 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Кузьмина Дмитрия Вячеславовича к Администрации города Костромы о признании незаконным решения и обязании принять решение о переводе нежилого здания в жилой дом.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А, объяснения представителя Кузьмина Д.В. - Рыжова В.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кузьмин Д.В, действуя через представителя по доверенности Рыжова В.А, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Костромы о признании незаконным решения Администрации г. Костромы, выраженного в постановлении от 29 декабря 2018 года N 2858 "Об отказе в переводе нежилого здания по адресу: "адрес" в жилой дом" и обязании принять решение о переводе нежилого здания по указанному адресу в жилой дом.
Административный иск мотивировал тем, что Кузьмин Д.В. является собственником объекта недвижимости - здания бытового обслуживания населения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером N по тому же адресу. Вид разрешенного использования земельного участка, установленный в государственном кадастре недвижимости - дома индивидуальной жилой застройки, общая площадь земельного участка - 300 квадратных метров. Кузьмин Д.В. обратился в Администрацию г. Костромы с заявлением о переводе принадлежащего ему нежилого помещения в жилое. К заявлению о переводе нежилого помещения в жилое помещение были приложены правоустанавливающие документы на переводимое помещение, план переводимого помещения с его техническим описанием, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переводимого помещения. Постановлением Администрации города Костромы от 29 декабря 2018 года N 2858 Кузьмину Д.В. отказано в переводе нежилого здания в жилой дом. 11 января 2019 года на основании указанного постановления Администрацией города Костромы выдано уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое. В качестве оснований для отказа в постановлении приведено следующее:
- несоблюдение требований градостроительного законодательства в части несоответствия размера земельного участка с кадастровым номером N (300 кв.м) минимальному размеру земельного участка, предусмотренному Правилами землепользования и застройки города Костромы (400 кв.м);
- несоответствие предполагаемого вида использования нежилого здания проекту детальной планировки в районе деревень Жужелино-Нажерово от 15 октября 1991 года (проектом запланировано здание общественного назначения).
Считая данный отказ незаконным и необоснованным, административный истец указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в частности жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием. В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Костромы принадлежащий Кузьмину Д.В. земельный участок расположен в зоне Ж-1 - зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки. В соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 300 кв.м, не соответствующий в настоящее время градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-1 в части минимального размера земельного участка, может использоваться в соответствии с разрешенным использованием - размещением индивидуальных жилых домов.
Следовательно, требования в области градостроительного законодательства Кузьминым Д.В. соблюдены, а доводы Администрации г. Костромы о несоблюдении данных требований основаны на неверном толковании норм материального права.
Указал также, что возможность размещения на указанном земельном участке жилого дома подтверждается градостроительным планом земельного участка, утвержденным распоряжением Администрации 15.06.2016 года N541-р и выданным предыдущему собственнику земельного участка, в соответствии с которым дома индивидуальной жилой застройки отнесены к основным видам разрешенного использования земельного участка. При этом никаких дополнительных ограничений относительно вида разрешенного использования градостроительный план земельного участка не содержит. Кроме того, Управлением Роереестра по Костромской области по заявлению Кузьмина Д.В. был изменен вид разрешенного использования земельного участка на "дома индивидуальной жилой застройки". Совокупность данных обстоятельств позволяет сделать вывод, что проект детальной планировки в районе деревень Жужелино-Нажерово от 15 октября 1991 года (в части размещения на принадлежащем Кузьмину Д.В. земельном участке здания общественного назначения) противоречит Градостроительному кодексу Российской Федераций и принятым в соответствии с ним Генеральному плану города Костромы и Правилам землепользования и застройки города Костромы. Соответственно в указанной части проект детальной планировки применению не подлежит.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 24 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Кузьмина Д.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Кузьмина Д.В. - Рыжов В.А, считая решение суда незаконным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства, приведенные в административном исковом заявлении.
На апелляционную жалобу Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, за исключением представителя административного истца, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены. Администрация г. Костромы в письменном ходатайстве просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя. На основании ч. 6 ст. 226, ст. 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела видно, что Кузьмину Д.В. по праву собственности принадлежит нежилое помещение - здание бытового обслуживания населения с кадастровым номером 44:27:070404:56, расположенное по адресу: "адрес", площадью 35,2 кв.м, на основании договора купли-продажи от 25 мая 2018 года, и земельный участок с кадастровым номером N, площадью 300+/-6,06, образованный из земельного участка площадью 0,12 га с кадастровым номером N, расположенного по тому же адресу, принадлежавшего на праве собственности П.С.О. на основании договора купли-продажи от 17 мая 2017 года, заключенного с Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы.
Право собственности Кузьмина Д.В. на нежилое помещение с кадастровым номером N и земельный участок площадью 300+/-6,06 с кадастровым номером N зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 31 мая 2018 года.
Земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположен в зоне малоэтажной, индивидуальной застройки. Данная зона соответствует территориальной зоне Ж-1.
Кузьмин Д.В. обратился в Администрацию г. Костромы с заявлением о переводе принадлежащего ему нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", в жилой дом.
Постановлением Администрации г. Костромы от 29 декабря 2018 года N 2858 Кузьмину Д.В. отказано в переводе нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 35,2 кв.м, расположенного по указанному выше адресу, в жилой дом, на основании ч. 1 ст. 22, п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации: несоблюдение требований градостроительного законодательства в части несоответствия размера земельного участка с кадастровым номером N, в границах которого расположено предлагаемое к переводу нежилое здание, предельным параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 16 декабря 2010 года N 62; несоответствие предполагаемого вида использования предлагаемого к переводу нежилого здания проекту детальной планировки в районе деревень Жужелино-Нажерово от 15 октября 1991 года.
14 января 2019 года Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации г. Костромы в адрес Кузьмина Д.В. направлено уведомление об отказе в переводе нежилого помещения в жилое помещение.
Разрешая административный спор, проанализировав нормы законодательства, примененные Администрацией г. Костромы при принятии оспариваемого постановления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.
Согласно ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения (п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
При территориальном планировании осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения (пункт 2 статьи 1, глава 3 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 ГрК РФ).
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании абзаца 6 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Решением Думы города Костромы от 16 декабря 2010 года N 62 утверждены Правила землепользования и застройки города Костромы, в состав которых, в числе прочих, входят градостроительные регламенты жилых зон.
Согласно п. 1 ст. 17 Правил землепользования и застройки города Костромы (в редакции решения Думы города Костромы от 9 февраля 2018 года N 21, действующей на момент спорных правоотношений) зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки (далее - зона Ж-1) выделяется на основе существующих и вновь осваиваемых территорий индивидуальной жилой застройки, с целью повышения уровня комфортности проживания, развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающих потребности жителей, создания условий для размещения необходимых объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.
В пределах зоны Ж-1 допускается размещать объекты бытового обслуживания населения, не имеющие санитарно-защитной зоны, преимущественно встроенные и встроенно-пристроенные. Минимальный размер санитарно-защитной зоны для объектов придорожного сервиса - 50 метров.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зоны Ж-1, устанавливаются соответствующие каждому виду предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для отдельно стоящих объектов. Для индивидуального жилищного строительства предельный (минимальный) размер земельного участка установлен в 0,04 га.
Как следует из материалов дела и не оспорено стороной административного истца, площадь принадлежащего ему земельного участка, на котором расположено нежилое здание, предлагаемое к переводу в жилой дом, составляет 300 +/- 6,06 кв. м, что менее предусмотренного минимального размера земельного участка, установленного Правилами землепользований и застройки города Костромы для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, отказ Администрации г. Костромы в переводе нежилого здания в жилой дом по мотиву несоблюдения требований градостроительного законодательства в части несоответствия размера земельного участка с кадастровым номером N, в границах которого расположено предлагаемое к переводу нежилое здание, предельным параметрам, установленным Правилами землепользований и застройки города Костромы, утвержденными решением Думы города Костромы от 16 декабря 2010 года N 62, действующему законодательству не противоречит.
Доводы, изложенные в административном исковом заявлении, о том, что возможность размещения на указанном земельном участке жилого дома подтверждается градостроительным планом земельного участка, утвержденным распоряжением Администрации 15 июня 2016 года N541-р и выданным предыдущему собственнику земельного участка, в соответствии с которым дома индивидуальной жилой застройки отнесены к основным видам разрешенного использования земельного участка, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.
Градостроительный план земельного участка по адресу: г. Кострома, ул. Жужелинская, д. 17, утвержденный Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы 15 июня 2016 года N 541-р, подготовлен на основании заявления собственника земельного участка П.С.О. в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 0,12 га, а не в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 300+/-6,06 кв.м, принадлежащего Кузьмину Д.В, в связи с чем не может быть принят во внимание.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N площадью 300+/-6,06 кв.м. не оформлен.
Судом установлено также, что предоставление земельных участков в районе квартала, в границы которого входит земельный участок и нежилое здание, принадлежащие Кузьмину Д.В, разработан проект детальной планировки участка в районе деревень Жужелино-Нажерово. Данным проектом в границах земельного участка по адресу: "адрес" запланировано здание общественного назначения (продовольственного магазина).
Согласно пунктам 1, 4 ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Учитывая, что Генеральным планом города Костромы и Правилами землепользования и застройки города Костромы предусмотрено размещение на территории земельного участка, принадлежащего Кузьмину Д.В, объектов бытового обслуживания населения, проект детальной планировки не противоречит действующему градостроительному законодательству.
В этой связи вывод суда об обоснованности отказа Администрации г. Костромы в переводе нежилого здания в жилой дом по мотиву несоответствия предполагаемого вида использования предлагаемого к переводу нежилого здания проекту детальной планировки в районе деревень Жужелино-Нажерово от 15 октября 1991 года следует признать правильным.
То обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка административного истца изменен на "дома индивидуальной жилой застройки", основанием для признания незаконным оспариваемого постановления Администрации г. Костромы не является, поскольку содержание оспариваемого постановления, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что обжалуемое решение является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию стороны административного истца в суде первой инстанции, проверялись судом и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кузьмина Дмитрия Вячеславовича - Рыжова Владимира Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.