Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Лукоянова А.Н,
с участием прокурора ФИО4,
при секретаре Дерябиной Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ремезовой Натальи Леонидовны к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области о признании недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 29 декабря 2016 года N 84-од, в части включения в него пункта 10004, и Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 27 декабря 2017 года N 91-од, в части включения в него пункта 8772,
УСТАНОВИЛ:
Пунктами 10004 и 8772 Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 и 2018 годы (далее - Перечни), утверждённых Приказами Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 29.12.2016 г. N 84-од и от 27.12.2017 г. N 91-од соответственно, размещённых на официальном сайте администрации Костромской области (www.adm44.ru) 30.12.2016 г, 30.12.2017 г. соответственно и на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области (www.dizo44.ru) 29.12.2016 г, 29.12.2017 г. соответственно, здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) как кадастровая стоимость.
Ремезова Н.Л. обратилась в Костромской областной суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что является собственником данного здания, зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, применяет упрощённую систему налогообложения.
Полагает неправомерным включение здания в оспариваемые Перечни, поскольку здание является жилым, что не позволяет отнести его к торговому центру. В нём имеются нежилые помещения для осуществления торговой деятельности, но фактическая их площадь составляет менее 20 % общей площади здания. Кроме того, считает, что Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области не имеет полномочий на включение в перечень принадлежащих физическим лицам объектов недвижимого имущества.
Необоснованное включение здания в оспариваемые Перечни возлагает на Ремезову Н.Л. обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере. Кроме того, налоговая инспекция, руководствуясь оспариваемыми Перечнями, отказывает в освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Ремезов Дмитрий Александрович, из числа заинтересованных лиц исключена администрация Костромской области.
В судебное заседание административный истец Ремезова Н.Л. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца Ремезовой Н.Л. - адвокат Луньков М.О. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в судебное заседание не явился, в приобщенных к материалам дела письменных возражениях указал, что спорное здание включено в Перечни, поскольку согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 17.04.2015 г. назначение помещения N 1 площадью 194,4 кв.м определено как торговое и составляет 28,4 % от общей площади здания. Кроме того, разрешенное использование земельного участка, на котором расположено здание, предусматривает размещение зданий смешанного использования, в том числе для занятий бизнесом и торговлей.
Заинтересованное лицо Ремезов Д.А. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие, в котором указал, что заявленные Ремезовой Н.Л. требования поддерживает.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт "и" части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц согласно статье 15 НК РФ относится к местным налогам.
Данный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32, статьи 399-409) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В соответствии со статьёй 402 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. N 18-6-ЗКО "Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 06.11.2015 г. N 37-ДН "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа город Шарья Костромской области" установлено введение в действие с 1 января 2016 года на территории городского округа город Шарья Костромской области налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
При этом в отношении торговых центров общей площадью до 1500 квадратных метров (включительно), как объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки по налогу исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения определены в следующих размерах: на 2017 год - 0,5 %; на 2018 год - 0,75 %. Налоговая ставка в отношении прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 %, в отношении жилых домов - 0,3 %.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением администрации Костромской области от 07 августа 2014 года N 328-а Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области определён уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
Пунктом 29 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 29.05.2015 г. N 96 (далее - Положение), предусмотрено, что департамент определяет:
перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость;
вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 129 Положения директор Департамента издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения.
Таким образом, оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты полномочным органом в пределах предоставленной компетенции и в надлежащей форме.
Доводы административного истца и его представителя о том, что Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области не имеет полномочий на включение в названный перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам, основаны на ошибочном толковании вышеприведённых правовых норм.
Постановления опубликованы на Портале государственных органов Костромской области www.adm44.ru, что соответствует требованиям статьи 21 Закона Костромской области от 11.01.2007 г. N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области", регулирующей порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Костромской области.
То есть постановления опубликованы в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ в перечень, определяемый согласно пункту 7 данной статьи, включаются, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).
В пункте 4 статьи 378.2 НК РФ указано, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из условий, перечисленных в подпунктах 1 и 2 данного пункта.
Устанавливая виды недвижимого имущества и определяя признаки торгового центра, статья 378.2 НК РФ не раскрывает понятия "отдельно стоящее нежилое здание", не содержится такого определения и в пункте 2 статьи 11 НК РФ, предусматривающем понятия, используемые для целей названного кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, подлежат применению предписания пункта 1 статьи 11 НК РФ, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Определение понятия "здание" содержится в Федеральном законе от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Так, согласно пункту 6 части 2 статьи 2 данного закона здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 4 этого закона здания идентифицируются по такому признаку как назначение.
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - "ОК 013-2014 (СНС 2008)".
Приведенные федеральные правовые нормы в их системном единстве с положениями статьи 378.2 НК РФ, предписывающими получать сведения об объекте недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, позволяют утверждать, что в Перечень подлежат включению исключительно здания, имеющие назначение нежилое согласно перечисленным документам, при соответствии хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Между тем, из материалов административного дела следует, что Ремезова Н.Л. и Ремезов Д.А. являются собственниками (общая совместная собственность) здания, наименование которого "жилой дом с размещением на первом этаже торговых помещений", назначение "жилое". В документах технического учета (инвентаризации) здание также значится как жилой дом с размещением на первом этаже торговых помещений /л.д. 10-17, 22-30/.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что спорное здание, включающее в свой состав нежилое торговое помещение, состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрировано как объект права в качестве жилого дома, следовательно, не отвечает предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и не может быть отнесено к объектам, подлежащим включению в оспариваемые Перечни.
Ввиду несоответствия указанных Перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявленные требования подлежат удовлетворению.
То обстоятельство, что спорное здание расположено на земельном участке, отнесенном к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - жилые единицы в зданиях смешанного использования, на верхних этажах над помещениями, где размещены занятия бизнесом, торговлей, а согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 17 апреля 2015 года, и экспликации спорное здание представляет собой объект, включающий в себя, в том числе, нежилое помещение N 1 с назначением "торговое", площадью 194,4 кв.м, что составляет более 20 % от общей площади здания (683,8 кв.м), для правильного разрешения заявленных требований не имеет правового значения, поскольку спорный объект не является отдельно стоящим нежилым зданием.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2017 - 2018 годах и признание оспариваемых норм с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ремезовой Натальи Леонидовны удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
пункт 10004 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 29 декабря 2016 года N 84-од;
пункт 8772 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 27 декабря 2017 года N 91-од.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда А.Н. Лукоянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.