Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Хадонова С.З,
судей Гатеева С.Г. и Моргоева Э.Т,
при секретаре Магкеевой И.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе МВД по РСО-Алания на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 20 сентября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Туаева Сергея Сардионовича к УВМ МВД по РСО-Алания о признании уважительными причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, признании незаконным отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца - удовлетворить.
Признать уважительной причину пропуска Туаевым Сергеем Сардионовичем срока для обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца.
Восстановить Туаеву Сергею Сардионовичу срок для обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца.
Отменить решение УВМ МВД по РСО-Алания от...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Хадонова С.З, выслушав объяснения представителя МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Туаева С.С. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Туаев С.С. обратился в суд с административным иском к Управлению по вопросам миграции МВД по РСО-Алания о признании уважительными причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, признании незаконным отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В обоснование иска указал, что с 16.08.2004г. его семья в миграционной службе РСО-Алания поставлена на учет в подпрограмму "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" в составе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы за счет средств федерального бюджета.
До 2012 года проходил ежегодный переучет.
Имеет земельный участок в садовом товариществе "Иристон", который находится в охранной зоне воздушной линии электропередач.
Согласно решению Советского районного суда г.Владикавказа от... и апелляционному определению Верховного Суда от... на указанном земельном участке имеет право заниматься только земледелием, без права строительства.
Эти судебные разбирательства, стрессовые нагрузки и прошлогодний сильный ушиб головы привели к тому, что не вспомнил, что должен в очередной раз до 27 февраля написать заявление о продлении статуса вынужденного переселенца.
Вспомнил только 6 апреля, когда проезжал мимо УВМ МВД по РСО- Алания.
... написал заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
... в УВМ МВД по РСО-Алания отказали в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
... получил письмо от ответчика с уведомлением об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Просил признать незаконным отказ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, возместить ущерб от издержек и моральный вред.
В судебном заседании Туаев С.С, иск с учетом изменений поддержал. Просил признать уважительной причину пропуска срока для обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Восстановить срок для обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Признать незаконным отказ в продлении статуса вынужденного переселенца.
Представитель МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х, иск не признала. Пояснила, решение УВМ МВД по РСО-Алания от... является законным и обоснованным. Туаевым С.С. не представлены доказательства несвоевременного обращения к ответчику с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
МВД по РСО-Алания не согласилось с решением суда, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе представитель МВД по РСО-Алания Овсепян А.Х. просит решение отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении требований административного истца.
В своих возражениях на апелляционную жалобу Туаев С.С. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона от 19 февраля 1993 года N4530-1 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона от 19 февраля 1993 года N4530-1 лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 названного Закона.
Суд справедливо отметил, что статус вынужденного переселенца имеет срочный характер, предоставляется на пятилетний срок и в случае, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение о его продлении на каждый последующий год, утрачивается по истечении этого срока, что для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подача заявления о продлении статуса вынужденного переселенца.
Поскольку Закон о вынужденных переселенцах предусматривает только возможность продления срока действия статуса вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, и не предусматривает восстановление этого статуса, то при отсутствии заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданного в пределах срока действия этого статуса, лицо на основании п.п. 2 п. 2 ст. 9 Закона N 4530-1 утрачивает статус вынужденного переселенца.
Законом N 4530-1 установлен точный период времени для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, с которым связываются юридические последствия для вынужденного переселенца, а продление такого срока независимо от времени подачи заявления означало бы признание бессрочного характера статуса вынужденного переселенца.
В силу пунктов 108,109 административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденным Приказом МВД России от 14 ноября 2017 года N853, основанием для начала административной процедуры является поступление заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца должностному лицу, уполномоченному на его рассмотрение. Заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения (п.109).
Согласно пункту 110 Регламента, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом МВД России на каждый последующий год при наличии одновременно следующих оснований: вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года; неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Результатом административной процедуры является продление срока действия статуса вынужденного переселенца либо отказ в продлении срока действия такого статуса (п.114).
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Туаеву С.С. был предоставлен статус вынужденного переселенца... сроком на пять лет, т.е. до...
После... Туаев С.С. ежегодно обращался с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в установленном законом порядке.
Решением УВМ МВД по РСО-Алания от... Туаеву С.С. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока его предоставления в соответствии с п.4 ст.5 Закона "О вынужденных переселенцах".
В обоснование уважительности причин пропуска срока ссылается, в том числе, на невозможность своевременного обращения с соответствующим заявлением в орган миграционной службы по причине болезни и судебной тяжбы.
Так, в качестве уважительных причин предоставил выписку из медицинской карты амбулаторного больного, выданной ГБУЗ "Поликлиника N4", копии решения Советского районного суда г.Владикавказа от.., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания от...
Суд правомерно посчитал данные обоснования уважительности пропуска срока для продления срока действия статуса вынужденного переселенца состоятельными, поскольку они свидетельствуют о невозможности своевременного обращения Туаева С.С. в органы миграционной службы в срок до...
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что Туаев С.С. представил убедительные доказательства уважительности причин пропуска срока для продления срока действия статуса вынужденного переселенца.
Ввиду установления факта наличия обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному прохождению истцом ежегодного переучета в органе миграционной службы, суд пришел к правильному выводу о восстановлении срока для обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, а также отмене решения УВМ МВД по РСО-Алания от...
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку такие выводы основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, подтверждаются установленными по делу юридически значимыми обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, при этом доводы указанной апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции.
Возникшие между сторонами правоотношения судом первой инстанции определены правильно, применен надлежащий материально-правовой закон, представленные доказательства оценены с соблюдением процессуальных норм, то есть в их совокупности и взаимосвязи.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 20 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВД по РСО-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Хадонов С.З.
Судьи Гатеев С.Г.
Моргоев Э.Т.
Справка: по первой инстанции дело рассмотрено Ленинским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Кальяновой В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.