Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Ериной Н.П, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 августа 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Авдошиной Н.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщановой И.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Авдошина Н.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения в части невключения в специальный стаж периодов работы и отказа в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В обоснование иска указано, что решением ответчика N 416053/18 от 30 января 2019 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы.
В специальный стаж не включены периоды работы истца с 18 июля 1991 г. по 26 января 1996 г. (в том числе с 17 марта 1992 г. по 14 июля 1992 г. - больничный лист по беременности и родам, с 15 июля 1992 г. по 30 апреля 1993 г, с 7 июля 1993 г. по 31 октября 1993 г, с 11 ноября 1993 г. по 30 апреля 1994 г. - отсутствие начислений по заработной плате) в должности медсестры в детском саде при совхозе "Вырыпаевский" на ? ставки, с 17 июня 1996 г. по 3 февраля 1999 г. (в том числе со 2 сентября 1998 г. по 28 октября 1998 г. - курсы повышения квалификации) в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом (далее - ФАП) совхоза "Вырыпаевский" и 0,5 ставки акушерки, с 4 февраля 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей ФАП - медицинской сестры совхоза "Вырыпаевский".
С решением ответчика она не согласна.
Просит суд признать незаконным и отменить решение ответчика N 416053/18 от 30 января 2019 г, обязать ответчика включить в специальный стаж указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27 ноября 2018 г.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2019 г. иск удовлетворен частично.
Признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) N 416053 от 30 января 2019 г. в части отказа Авдошиной Н.М. во включении в стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы с 17 июня 1996 г. по 3 февраля 1999 г. (в том числе со 2 сентября 1998 г. по 28 октября 1998 г. - курсы повышения квалификации) в должности заведующей - акушерки ФАП совхоза "Вырыпаевский" Ромодановского района Республики Мордовия в льготном исчислении 1 год 3 месяца за 1 год работы, с 4 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. в должности заведующей - медицинской сестры Липкинского ФАП Ромодановского района Республики Мордовия в льготном исчислении 1 год 3 месяца за 1 год работы, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. - в календарном исчислении.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) возложена обязанность включить Авдошиной Н.М. в стаж осуществления медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы с 17 июня 1996 г. по 3 февраля 1999 г. (в том числе со 2 сентября 1998 г. по 28 октября 1998 г. - курсы повышения квалификации) в должности заведующей - акушерки ФАП совхоза "Вырыпаевский" Ромодановского района Республики Мордовия в льготном исчислении 1 год 3 месяца за 1 год работы, с 4 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. в должности заведующей - медицинской сестры Липкинского ФАП Ромодановского района Республики Мордовия в льготном исчислении 1 год 3 месяца за 1 год работы, с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. - в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца взыскано 150 рублей.
Начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщанова И.А. подала апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что спорные периоды работы истца в должности заведующей ФАП не могут быть засчитаны в специальный стаж, поскольку наименование должности не дополнено врачебной специальностью. Указывает, что в индивидуальных сведениях за период с 1 января 1997 г. по 31 декабря 2001 г. не проставлен код льготы в части специального стажа, с учетом которого определяется право на досрочную трудовую пенсию. Отмечает, что период нахождения на курсах повышения квалификации не подлежит включению в специальный стаж, поскольку он не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность; в силу положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, должны быть представлены сведения, подтверждающие работу истца в спорный период в течение полного рабочего дня; сохранение за истцом заработной платы в спорный период свидетельствует о праве истца на включение его в страховой стаж. Утверждает, что судом неправомерно взыскана с ответчика государственная пошлина.
В возражениях на апелляционную жалобу Авдошина Н.М. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Садыкова И.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Авдошина Н.М. против жалобы возразила.
Рассмотрев дело в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, 27 ноября 2018 г. Авдошина Н.М. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения (л.д. 33-34).
Решением ответчика N 416053/18 от 30 января 2019 г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400 "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется не менее 25 лет, имеется 17 лет 4 месяца 16 дней.
В специальный стаж Авдошиной Н.М. не засчитаны периоды работы:
- с 17 июня 1996 г. по 3 февраля 1999 г. (в том числе со 2 сентября 1998 г. по 28 октября 1998 г. - курсы повышения квалификации) в должности заведующей ФАП совхоза "Вырыпаевский" и 0,5 ставки акушерки, так как наименование должности "заведующий ФАП" не дополнено наименованием специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. За период с 1 января 1997 г. по 3 февраля 1999 г. наименование учреждения, указанное в индивидуальных сведениях (Администрация Липкинского сельского поселения Ромодановского муниципального района), не соответствует списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781); не проставлен код льготы, с учетом которого осуществляется право на досрочную страховую пенсию;
- с 4 февраля 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей ФАП - медицинской сестры совхоза "Вырыпаевский", так как наименование учреждения, указанное в индивидуальных сведениях (Администрация Липкинского сельского поселения Ромодановского муниципального района), не соответствует Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781; не проставлен код льготы, с учетом которого осуществляется право на досрочную страховую пенсию (л.д. 9).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеет заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
Удовлетворяя исковые требования и включая в специальный стаж истца спорные периоды работы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в спорные периоды Авдошина Н.М. осуществляла лечебную деятельность, работала в должностях заведующей ФАП - акушерка и заведующей ФАП - медицинская сестра.
Данный вывод подтверждается следующими письменными доказательствами.
В трудовой книжки на имя Авдошкиной Н.М. содержатся следующие записи:
- 16 июня 1996 г. переведена на должность заведующей ФАП совхоза "Вырыпаевский" Ромодановской больницы (N 9),
- с 6 января 2000 г. на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации за N 18 от 19 января 1999 г. считать Авдошину Н.М. заведующей ФАП совхоза "Вырыпаевский" - медицинская сестра (N 10),
- с 4 февраля 1999 г. на основании постановления главы Ромодановского района Республики Мордовия N 29 от 2 февраля 1999 г. считать Авдошину Н.М. заведующей Липкинским ФАП - медицинская сестра (N 11) (л.д. 36-39).
Согласно представленным приказам по Ромодановской больнице Авдошина Н.М. с 16 июня 1996 г. переведена на должность заведующей ФАП совхоза "Вырыпаевский", разрешена 0,5 ставки акушерки, (л.д. 52).
В справке, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, N 1290 от 26 ноября 2018 г, выданной ГБУЗ Республики Мордовия "Ромодановская поликлиника", указано, что Авдошина Н.М. с 29 января 1996 г. по 16 июня 1996 г. работала акушеркой ФАП совхоза "Вырыпаевский", с 16 июня 1996 г. по настоящее время - заведующей Липкинским ФАП - медицинской сестрой полный рабочий день (л.д. 40).
Как видно из отчетных показателей работы совхоза "Вырыпаевский" ФАП (амбулаторий) за 1996, 1997, 1998 годы, Липкинского ФАП (амбулаторий) за 1999, 2000, 2001 годы в штате числится только Авдошина Н.М, должность которой указана как заведующая м/п совхоза "Вырыпаевский", акушерка, заведующая Липкинским ФАП, м/сестра (л.д. 71-74, 75-78, 79-82, 83-86, 87-90, 91-94).
Согласно справке N 31 от 15 мая 2019 г, выданной администрацией Липкинского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, Липкинский ФАП ГБУЗ Республики Мордовия "Ромодановская поликлиника" ранее ФАП совхоза "Вырыпаевский" находится по адресу: Республика Мордовия, Ромодановский район, п. Липки, ул. Совхозная, д. 1 (л.д. 98).
В силу Положения о фельдшерско-акушерском пункте (Приложение N 53 к приказу Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000) на фельдшерско-акушерский пункт возлагается:
- оказание населению доврачебной медицинской помощи;
- своевременное и в полном объеме выполнение назначений врача;
- организация патронажа детей и беременных женщин, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);
- проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;
- проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности.
С учетом указанных обстоятельств и системного толкования вышеприведенных норм, суд первой инстанции обоснованно включил в льготный стаж работы истца спорные периоды ее работы в должностях заведующей - акушерки ФАП совхоза "Вырыпаевский", заведующей - медицинской сестры Липкинского ФАП.
Вывод суда о включении периодов работы истца с 17 июня 1996 г. по 3 февраля 1999 г. в должности заведующей - акушерки ФАП совхоза "Вырыпаевский" Ромодановского района Республики Мордовия, с 4 февраля 1999 г. по 31 октября 1999 г. в должности заведующей - медицинской сестры Липкинского ФАП Ромодановского района Республики Мордовия в льготном исчислении 1 год 3 месяца за один год работы соответствует положениям пункту 2 постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", подлежащего применению для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, согласно которому работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в индивидуальных сведениях за период с 1 января 1997 г. по 31 декабря 2001 г. не проставлен код льготы, не влияют на законность решения, поскольку право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в спорные периоды подтверждено работодателем в справке N 1290 от 26 ноября 2018 г. (л.д. 40).
Также суд первой инстанции обоснованно включил в специальный стаж в льготном исчислении как 1 и 3 месяца период нахождения истца на курсах повышения квалификации со 2 сентября 1998 г. по 28 октября 1998 г.
В период работы в должности заведующей ФАП совхоза "Вырыпаевский" Авдошина Н.М. на основании приказа по Ромодановской больнице N 49 от 1 сентября 1998 г. была направлена на усовершенствование заведующих м/пунктов со 2 сентября по 28 октября 1998 г. (л.д. 43).
За спорный период прохождения специализации и стажировки истцу выплачивалась заработная плата (л.д. 16).
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, приказом Минздрава Российской Федерации от 5 июня 1998 г. N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Право лица на назначение досрочной страховой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании приказов работодателя курсов повышения квалификации, которая является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности. Исключение таких периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.
При этом исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность, поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные мероприятия.
Поскольку период прохождения истцом курсов повышения квалификации приходились на периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж в льготном исчислении, то они также подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении один год как один год и 3 месяца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно взысканы расходы по уплате государственной пошлины, поскольку средства пенсионного фонда имеют целевое назначение, взыскание заявленной суммы повлечет нарушение государственных и общественных интересов, судебная коллегия отклоняет.
Принимая во внимание, что законодательством не предусмотрены основания для освобождения ответчика от возмещения судебных расходов стороне, выигравшей спор, суд первой инстанции правомерно возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанность возместить Авдошиной Н.М. понесенные расходы по уплате государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 20 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Левщановой И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи Н.П. Ерина
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.