Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе
председательствующего Тамарова Ю.П,
судей Бажанова А.О. и Середы Л.И,
при секретаре Ивашкиной Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 августа 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации г.о. Саранск на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П, судебная коллегия
установила:
Решетова Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Администрации Октябрьского района г.о. Саранск в формировании земельного участка.
В обоснование своих требований указала, что она является собственницей квартиры "данные изъяты" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "данные изъяты"
Собственниками квартиры "данные изъяты" в этом доме является Ильина Л.В, квартиры "данные изъяты" - Елфутина Т.Т, квартиры "данные изъяты" Иняткина М.И.
Земельный участок под их многоквартирным домом находится в муниципальной собственности, поэтому для его приобретения в собственность необходимо его образование и постановка на государственный кадастровый учёт.
21 февраля 2019 г. представитель Решетовой Г.А. Боронников А.П. обратился в Администрацию Октябрьского района г.о. Саранск с заявлением об образовании земельного участка под указанным многоквартирным домом и проведении его кадастрового учёта за счёт местного бюджета.
Письмом 14 марта 2019 г. N 652-и Администрация Октябрьского района г.о. Саранск отказала в образовании спорного земельного участка в связи с отсутствием жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты" в реестре муниципального имущества.
Считает данный отказ незаконным и нарушающим её права на бесплатное приобретение в общую долевую собственность земельного участка под многоквартирным домом.
В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют требовать всяких нарушений права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе, против собственника земельного участка.
В связи с этим просила признать незаконным решение Администрации Октябрьского района г.о. Саранск от 14 марта 2019 г. N 652-и об отказе в образовании и проведении кадастрового учёта земельного участка и обязать её в разумные сроки подготовить проект межевания территории для образования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: "данные изъяты"л.д. 3-5).
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2019 г. административный иск удовлетворён, судом постановлено:
признать решение Администрации Октябрьского района г.о. Саранск от 14 марта 2019 г. N 652-и об отказе в формировании земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" не соответствующим требованиям частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и нарушающим права, свободы и законные интересы Решетовой Г.А.;
обязать Администрацию г.о. Саранск в течение тридцати рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Решетовой Г.А. о формировании земельного участка, расположенного по названному адресу (л.д. 130-140).
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Администрации г.о. Саранск Кистенев К.И. просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что Администрация Октябрьского района г.о. Саранск не имеет полномочий по формированию земельного участка под спорным многоквартирным домом, а Администрация г.о. Саранск является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку в административном исковом заявлении требования к ней не предъявлялись (л.д. 152-155).
В судебное заседание административный истец Решетова Г.А, её представитель Боронников А.П, представитель административного ответчика Администрации Октябрьского района г.о.Саранск, заинтересованные лица Ильина Л.В, Елфутина Т.Т, Иняткина М.И, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют, представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г.о. Саранск Ионов С.А. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Решетовой Г.А. на праве собственности принадлежит квартира "данные изъяты" в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "данные изъяты"
Собственниками квартиры "данные изъяты" в этом доме является Ильина Л.В, квартиры "данные изъяты" - Елфутина Т.Т, квартиры "данные изъяты" - Иняткина М.И.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости дом от 4 апреля 2019 г. N КУВИ-001/2019-7702876 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "данные изъяты" учтён в Едином государственном реестре недвижимости и ему присвоен кадастровый номер "данные изъяты"
21 февраля 2019 г. представитель Решетовой Г.А. Боронников А.П. обратился в Администрацию Октябрьского района г.о. Саранск с заявлением об образовании земельного участка под указанным многоквартирным домом и проведении его кадастрового учёта в разумный срок за счёт органов местного самоуправления.
Согласно письму Администрации Октябрьского района г.о. Саранск от 14 марта 2019 г. N 652-и дом, расположенный по адресу: "данные изъяты" в реестре муниципального имущества г.о. Саранск не значится, в связи с этим отсутствуют правовые основания для формирования земельного участка за счёт средств муниципального бюджета.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Данный вывод соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном примени закона.
В соответствии с положениями частей 1, 2, 3-5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции федеральных законов, действовавших на момент рассмотрения заявления Решетовой Г.А.) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Со дня проведения государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, по смыслу вышеприведённых правовых норм следует, что право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, собственники помещений в этом доме приобретают бесплатно с момента формирования этого земельного участка, то есть со дня проведения его государственного кадастрового учёта, при этом формирование земельного участка осуществляется уполномоченным органом по заявлению любого собственника помещений в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьёй 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу положений пункта 3 данной статьи исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (подпункт 4).
Следовательно, формирование (образование) земельного участка, расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
В силу положений пункта 26 части 1 статьи 9 Устава г.о. Саранск, утверждённого решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. N 177, к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение документации по планировке территории.
Полномочиями по выступлению заказчиком на выполнение работ (оказание услуг), необходимых для удовлетворения потребностей жителей муниципального образования, в пределах предметов ведения муниципального образования наделена Администрация г.о. Саранск (пункт 5 статьи 35 Устава г.о. Саранск).
Более того, в соответствии с положениями пунктов 4.1 и 4.5 Положения о порядке подготовки документации по планировке территории г.о. Саранск, утверждённого решением Совета депутатов г.о. Саранск от 22 марта 2019 г. N 224, решение о подготовке документации по планировке территории принимается Главой г.о. Саранск на основании предложений структурных подразделений Администрации г.о. Саранск и предложений физических или юридических лиц.
Физические и юридические лица, заинтересованные в подготовке документации по планировке территории, обращаются в Администрацию г.о. Саранск.
Статьёй 21 Устава г.о. Саранск установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют:
представительный орган муниципального образования - Совет депутатов г.о. Саранск;
высшее должностное лицо муниципального образования - Глава г.о. Саранск;
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация г.о. Саранск.
контрольно-счётный орган муниципального образования - Контрольно-счётная палата г.о. Саранск.
Согласно положениям части 2 статьи 31 Устава г.о. Саранск структура Администрации г.о. Саранск утверждается Советом депутатов г.о. Саранск по представлению Главы г.о. Саранск. Структурные подразделения Администрации г.о. Саранск являются её постоянно действующими органами, финансируются за счёт средств бюджета муниципального образования и действуют от ее имени.
Согласно положениям части 1 статьи 36 Устава г.о. Саранск Администрация района является структурным подразделением Администрации г.о. Саранск (территориальный орган Администрации) и осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением об администрации района, утверждённым решением Совета депутатов г.о. Саранск.
Таким образом, подготовку проекта межевания территории осуществляет Администрация г.о. Саранск через свои структурные подразделения.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы, которые к тому же являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, правильность которой сомнений не вызывает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации г.о. Саранск - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий Ю.П.Тамаров
судьи А.О. Бажанов
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.