Судья Верховного Суда Республики Мордовия Середа Людмила Ивановна, при секретаре судебного заседания Ермаковой Светлане Владимировне, рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лавр" (далее - ООО "Лавр", общество) на решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 г.,
установил:
решением судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 г. (далее - решение судьи от 12 июля 2019 г.) постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Шабайкиной М.С. от 12 апреля 2019 г. (далее постановление от 12 апреля 2019 г.) о назначении юридическому лицу - ООО "Лавр" административного наказания в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) оставлено без изменения, жалоба общества - без удовлетворения.
Представитель ООО "Лавр" Фролова О.В. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на решение судьи, по доводам которой просила его отменить.
В судебное заседание представители ООО "Лавр", Государственной инспекции труда в Республике Мордовия не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовали.
Поступившее в суд по электронной почте ходатайство представителя общества Фроловой О.В. о рассмотрении жалобы с ее участием по видеоконференцсвязи подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку подано в электронном виде, тогда как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность подачи документов, обращений, жалоб на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрена ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной внеплановой проверки на основании распоряжения N13/12-5131-18-И от 29 декабря 2018 г. Государственной инспекции труда в Республике Мордовия государственным инспектором труда, уполномоченным на ее проведение, Просвириной Н.В. составлен акт проверки N13/12-178-19-И от 17 января 2019 г, которым были зафиксированы нарушения трудового законодательства обществом по заявлению Афанасьевой Е.С, работающей фармацевтом в ООО "Лавр", в части невыплаты ей пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
17 января 2019 г. Государственной инспекцией труда в Республике Мордовия со стороны ООО "Лавр" выявлено нарушение трудового законодательства, выразившееся в том, что дважды: 19 сентября 2018 г. и 12 октября 2018 г. общество представило в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС) некорректно заполненный реестр сведений о заявителе.
15 января 2019 г. страхователем представлен исправленный реестр сведений в электронной форме.
18 января 2019 г. в установленные законодательством сроки региональным отделением Фонда принято решение о назначении и выплате пособия по уходу за ребенком Афанасьевой Е.С.
8 февраля 2019 г. в отношении ООО "Лавр" государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Просвириной Н.В. составлен протокол N 13/12-670-19-И. об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП Российской Федерации, из которого следует, что в нарушение требований статьи 256 ТК РФ и статьи 15 Федерального Закона от 29.12.2006 N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", ООО "Лавр" не назначило Афанасьевой Е.С. пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в установленные сроки, что повлекло его невыплату.
Постановлением от 12 апреля 2019 г. ООО "Лавр" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей, а также обществу внесено предписание N 13/12-179-19-И от 17 января 2019 г. об устранении выявленных нарушений.
Оставляя оспариваемое постановление от 12 апреля 2019 г. без изменения, судья районного суда пришла к выводу о его обоснованности, при этом исходила из того, что в материалах дела содержится достаточно доказательств, свидетельствующих в совокупности о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
С таким выводом судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.
В ходе производства по делу представитель общества Фролова О.В. оспаривала виновность в совершении данного административного правонарушения, заявляя, что Республика Мордовия участвует в пилотном проекте, в соответствии с которым все пособия Фондом выплачиваются напрямую застрахованным лицам, в обязанности работодателя входит лишь сбор документов и направление их вместе с реестром в адрес ФСС.
Данные доводы представителя общества заслуживают внимания.
Статья 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" устанавливает, что Фонд социального страхования Российской Федерации в 2015 году осуществляет в ряде субъектов Российской Федерации реализацию пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения, иных выплат и осуществления расходов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, определяются правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, определяется Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 7 данного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
Республика Мордовия является участником данного пилотного проекта (пункт 2 Постановления Правительства РФ N 294).
В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.
В силу пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (пункт 8 Положения).
Выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке и сроки, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (пункт 9 Положения).
Из вышеизложенного следует, что в субъектах Российской Федерации, в которых реализуется пилотный проект, назначение и выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком до полутора лет осуществляет территориальный орган ФСС РФ, страхователи такие расходы не производят.
Таким образом, в действиях общества, направившего сведения о заявителе - некорректно составленный реестр, не позволившие территориальному органу ФСС вовремя назначить пособие по уходу за ребенком Афанасьевой Е.С, в то время, когда постановлением от 12 апреля 2019 г. обществу вменено нарушение трудового законодательства, выразившееся в том, что ООО "Лавр" не назначило данное пособие в установленные сроки, что повлекло его невыплату, при том, что назначение и выплату в данном случае должен осуществить территориальный орган ФСС, состав административного правонарушения - невыплата в установленный срок данного пособия, предусмотренный частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, отсутствует.
При таких обстоятельствах постановление от 12 апреля 2019 г. и решением судьи от 12 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО "Лавр" подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельства - отсутствие состава административного правонарушения.
Из анализа пункта 3 части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 КоАП РФ следует, что при отмене постановления и решения, вынесенных по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае отсутствия состава административного правонарушения выносится решение о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Шабайкиной М.С. от 12 апреля 2019 г. о назначении юридическому лицу - обществу с ограниченной ответственностью "Лавр" административного наказания в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 г. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лавр" прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано путем подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя суда.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.