Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Бзегежевой Н.Ш,
при секретаре судебного заседания - Химишевой З.Х,
с участием представителя административных истцов Киреевой Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. по доверенности Пухнаревич О.В,
представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Матыжева Х.А,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Шеуджен А.Р,
представителя заинтересованного лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея по доверенности Ладыженко О.С,
представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Пчегатлукайское сельское поселение" по доверенности Шаззо Р.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Киреевой Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Киреева Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, в котором просили: установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 36 868 000 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" в размере 36 868 000 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки; указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", "адрес" в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В обоснование заявленных требований указали, что на праве долевой собственности им принадлежит по 1/3 доли в праве на земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 15.11.2017.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25.11.2016 N 276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея по состоянию на 01.01.2016.
По данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Адыгея датой, на которую определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N является 01.01.2016 в размере 82 551 634 рубля 44 копейки.
Отраженная в приказе стоимость для указанного в иске земельного участка является завешенной, поскольку его действительная рыночная стоимость составляет - 36 868 000 рублей, что подтверждается отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N N выполненным ФИО16 ФИО11
На данный отчет из ФИО17 получено положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ N, из которого следует, что отчет о рыночной оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Административные истцы полагают, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает их права, поскольку влечет увеличение размера уплачиваемого ими налога.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации физические и юридические лица вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Определением суда от 26.04.2019 при подготовке настоящего административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея и Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям, в качестве заинтересованных лиц - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея, Администрация муниципального образования "Пчегатлукайское сельское поселение" (том 1 л.д.144). Определением суда от 16.05.2019 в качестве заинтересованного лица также привлечен Киреев А.С. (том 1 л.д. 164).
В судебное заседание не явились: административные истцы Киреева Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. и заинтересованное лицо Киреев А.С, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административных истцов и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административных истцов Киреевой Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. - Пухнаревич О.В. уточнила заявленные в административном иске требования, с учетом выводов судебной оценочной экспертизы, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном его рыночной стоимости. Также поддержала исковые требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере 37 651 000 рублей на период с 09.12.2016 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Матыжев Х.А, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея Шеуджен А.Р, представителя заинтересованного лица филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Адыгея Ладыженко О.С, оставили рассмотрение требований на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Пчегатлукайское сельское поселение" Шаззо Р.Г. поддержал доводы, изложенные в возражении. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Так, в письменных возражениях выражал несогласие с проведенной судебной оценочной экспертизой. Указал на то, что согласно предоставленным материалам при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. В объявлениях о продаже Объектов-аналогов отсутствует точная и достоверная информация о категориях земельных участков. В отчёте об оценке не названо кадастровых номеров объектов-аналогов, что лишает возможности получить информацию об этих объектах из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относительно места расположения и целевого назначения земельных участков, используемых в качестве аналогов. Оценщиком подобраны и использованы такие объекты-аналоги из Интернета, которые невозможно проверить на достоверность всей озвученной информации, либо определить скрываемые продавцами характеристики участков, а также получить информацию об иных существенных с точки зрения факторов спроса-предложения характеристиках объектов-аналогов, не соответствует требованиям достоверности и достаточности. Оценщиком самостоятельно и необоснованно при отсутствии достаточной информации определены категории земель объектов-аналогов. Все приведённые объекты-аналоги имеют разную площадь, порой меньшую в 10 раз, чем у объекта оценки, однако какой либо попытки провести корректировку на разницу в площади оценщиком не предпринимались.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к следующему.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Объектами налогообложения для юридических лиц в соответствии со статьей 373 Налогового Кодекса Российской Федерации является имущество, признаваемое объектами налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса (статья 375 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацами 1, 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде или Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии со статьей 24, 18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актов, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Исходя из вышеуказанного, административные истцы вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что административным истцам Киреевой Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. на праве долевой собственности принадлежит по 1/3 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес" Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав от 15.11.2017 (том 1 л.д. 134-142).
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25.11.2016 N 276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2016.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости N N кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составила - 82 551 634 рубля 44 копейки по состоянию на 01.01.2016 (том 1 л.д. 133).
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Согласно положениям статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Согласно отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ N N выполненного ФИО18 ФИО11, рыночная стоимость земельного участка, заявленного в административном иске определена в размере - 36 868 000 рублей (том 1 л.д. 8-108).
На данный отчет получено положительное экспертное заключение от 12.03.2019 N выполненное ФИО19 из которого следует, что отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (том 1 л.д. 109-129).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
При установлении юридически значимого обстоятельства по делу (установлении величины рыночной стоимости объекта недвижимости) судом исследовался представленный административными истцами отчет об оценке рыночной стоимости заявленного в иске земельного участка, находящегося в собственности административных истцов, на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки доводов административных истцов и возражений ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по настоящему административному делу, по ходатайству представителя административных истцов определением суда от 30.05.2019 по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФИО20 (том 1 л.д. 206-207).
По заключению эксперта от 07.06.2019 N размер рыночной стоимости земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", а "адрес" по состоянию на 01.01.2016 составил 37 651 000 рублей.
Из заключения эксперта также следует, что отчет N N от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Оценщиком не были допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки и иных нарушений, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Рыночная стоимость, указанная в отчете N N от ДД.ММ.ГГГГ может быть признанной достоверной (том 2 л.д. 11-90).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено данным Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 указанной процессуальной нормы).
Из материалов дела следует, что заключение судебной оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, и соответствует требованиям указанного федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N Из экспертного заключения следует, что при производстве экспертизы экспертом проведено подробное описание объектов исследования, изложены количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Экспертом произведен анализ рынка объекта исследования, социально-экономической ситуации в Республике Адыгея, фактических данных цен предложений земельных участков промышленно-коммерческого назначения в городе Адыгейске и окрестностях города по состоянию на 01.01.2016, основных ценообразующих факторов. Экспертом произведен расчет рыночной стоимости указанных земельных участков в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж. Для этого эксперт использовал источники информации - собственную базу данных и сведения, публикуемые в архивах сайтов объявлений. В качестве объектов-аналогов подобраны 3 объекта, расположенные в городе Адыгейске. За единицу сравнения выбран 1 квадратный метр.
При определении рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости следует, что корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, транспортную доступность, физические характеристики, наличие коммуникаций. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок экспертом мотивирован в заключении.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения; имеют специальное высшее образование; стаж работы в оценочной области - с 2008 года.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
Отвергая в качестве доказательства отчет оценщика ФИО21 ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ N N о рыночной стоимости земельного участка в размере 36 868 000 рублей, суд исходит из того, что представителем административных истцов заявлены уточненные исковые требования, согласно которым последний просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости равной 37 651 000 рублей, в соответствии с заключением эксперта "данные изъяты" от 07.06.2019 N, ввиду чего итоговая величина рыночной стоимости по отчету независимого оценщика не может быть принята в качестве таковой.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований об установлении кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка в размере 37 651 000 рублей на период с 09.12.2016 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
Учитывая, что датой внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости является 09.12.2016, то в целях налогообложения для исчисления земельного налога данные сведения должны применяться с 01.01.2017.
Указанный вывод подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.07.2013 N 17-П, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который в Налоговом кодексе Российской Федерации определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Иное приводило бы к нарушению прав налогоплательщиков, закрепленных в Конституции Российской Федерации, ее статьях 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленного требования об установлении кадастровой стоимости вышеупомянутого земельного участка в размере 37 651 000 рублей на период с 09.12.2016 и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки подлежит отказать.
В материалах данного административного дела содержатся ходатайства ФИО14 о взыскании судебных расходов за производство судебной экспертизы в размере 75 000 рублей (том 2 л.д. 92), которые суд считает подлежащими удовлетворению как в связи с тем, что определением суда о назначении судебной оценочной экспертизы оплата за ее проведение возложена на административных истцов, так и потому, что в соответствии с положениями части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из системного толкования положений статьи 114, части 5 статьи 247, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если соответствующие судебные издержки понесены в связи с установлением обстоятельств, бремя доказывания которых возложено на истца, то эти издержки относятся на данную сторону.
Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лежит на административных истцах, поскольку ими реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной спорного земельного участка, следовательно, обязанность по оплате расходов на проведение судебной экспертизы возлагается на административных истцов.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Следовательно, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Киреевой Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2016 года в размере 37 651 000 (тридцать семь миллионов шестьсот пятьдесят один) рублей.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:06:2500003:52, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", "адрес" в размере 37 651 000 (тридцать семь миллионов шестьсот пятьдесят один) рублей, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером N, считать дату обращения Киреевой Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. в суд с настоящим иском - ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Киреевой Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. отказать.
Взыскать с Киреевой Т.С, Манако Н.М, Андрейко А.А. в пользу ООО "Легал Сервис" расходы за производство судебной экспертизы в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 01 июля 2019 года.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.Ш. Бзегежева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.