Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Шумилова А.А.,
судей Арслановой Е.А, Димитриевой Л.В,
при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новочебоксарска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Новочебоксарска о возложении обязанности выполнить работы по строительству централизованных сетей водоснабжения и водоотведения, поступившее по апелляционной жалобе ЖСК "Липово-2" и апелляционному представлению прокурора г. Новочебоксарска на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 03 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Обязать администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики в течение семи лет со дня вступления решения суда в законную силу выполнить строительство централизованных сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне "Липовский" г. Новочебоксарска на улицах Садовая, Тоскинеевская, Анаткасинская, Цыганкасинская, Липовая улица, Пустынькасинская, Тенекасинская и обеспечить жителей указанных улиц услугами централизованного холодного водоснабжения и водоотведения".
Заслушав доклад судьи Арслановой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новочебоксарска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г. Новочебоксарска о возложении на администрацию города Новочебоксарска обязанности в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу выполнить строительство централизованных сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне "Липовский" г. Новочебоксарска на улицах Садовая, Тоскинеевская, Анаткасинская, Цыганкасинская, Пустынькасинская, Тенекасинская, Липовая улица и обеспечить жителей указанных улиц услугами централизованного холодного водоснабжения и водоотведения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г.Новочебоксарска проверки по обращению жителей вышеназванных улиц установлено отсутствие централизованной системы водоотведения и водоснабжения жилых домов, расположенных на этих улицах. По мнению прокурора, в нарушение положений Федеральных законов "О водоснабжении и водоотведении", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ответчик не обеспечил централизованными системами пользования водой жителей вышеозначенных улиц. В 2015 году была утверждена изготовленная по заказу администрации г. Новочебоксарска проектная документация строительства сетей водоснабжения и водоотведения микрорайона "Липовский" в три этапа строительства, однако проект до настоящего времени не осуществлен, в связи с чем в результате бездействия местной администрации жители микрорайона, в том числе многодетные семьи, которым были выделены земельные участки на этой территории, испытывают проблемы с обеспечением водой и услугами канализации. Ссылаясь на то, что заявление направлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как бездействие администрации города нарушает право граждан на обеспечение населения питьевой водой и услугами по водоотведению, прокурор просил возложить на ответчика обязанность в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по строительству вышеназванной системы.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое было оспорено Жилищно-строительного кооператива "Липово-2" и прокурором г. Новочебоксарска в части срока исполнения возложенной судом на администрацию города обязанности по строительству централизованной системы водоотведения и водоснабжения. В жалобе представитель кооператива, а в представлении - прокурор указывают на то, что решение не соответствует требованиям законности, обоснованности в части установления срока исполнения обязательства, возложенного решением суда на администрацию города Новочебоксарска. Считают, что установленные судом столь длительные сроки строительства системы водообеспечения (7 лет), приведут к дальнейшему нарушению конституционных прав жителей вышеназванных улиц на снабжение водой. Отсутствие финансирования не является достаточным основаниям для увеличения сроков строительства до 7 лет, поскольку обеспечение жителей города системой водоотведения и водоснабжения является прямой обязанностью администрации города, от исполнения которой она уклоняется. Запрошенный прокурором срок исполнения обязанности по обустройству вышеозначенной системы в 2 года является наиболее конструктивным, отвечающим интересам жителей этих улиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Власовой Ю.М, представителей ЖСК "Липпово-2" Новиковой Т.Н. и Игонина С.Ю, поддержавших доводы представления и жалобы, представителя администрации г. Новочебоксарска Лебедеву Т.Н, возражавшую против ее удовлетворения, обсудив доводы жалобы и проверив решение по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, он также вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Поскольку решение суда оспаривается участвующими в деле лицами только в части установленного судом срока исполнения возложенной на ответчика обязанности, судебная коллегия проверяет судебное постановление только в обжалованной части.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения в числе прочего водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Ст. 2 Закона N 131-ФЗ предусматривает, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Исходя из ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ, местная администрация обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п.4 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к таким вопросам относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа.
Также пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 9 ст. 7 данного Закона в случае отсутствия на территории поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п.2 ст. 2, п.1 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Действующие нормы обеспечивают предоставление многодетным семьям земельных участков бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства, возлагая на органы местного самоуправления обязанность предоставления таких участков, которые должны иметь инженерную инфраструктуру либо техническую возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Ссылаясь на вышеназванные нормы, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность органов местного самоуправления обеспечить население микрорайона, включающего в себя многодетные семьи, водоснабжением и водоотведением предусмотрена действующим законодательством. При этом суд первой инстанции, указав на необходимость больших материальных вложений и временные затраты на строительство сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне "Липовский" г. Новочебоксарска, установилсрок в течение которого обязал ответчика осуществить строительство указанных сетей в 7 лет. В этой части решение суда оспорено прокурором и третьим лицом ЖСК "Липово-2", по мнению которых семилетний срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности ведет к затягиванию проблемы централизованного водоснабжения микрорайона, назначен судом безосновательно. Судебная коллегия находит заслуживающими внимание данные доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы.
Так, из материалов гражданского дела не усматривается, исходя из оценки каких именно доказательств, суд принял решение об установлении срока исполнения.
В силу ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими участвующими в деле лицами. В случае затруднительности представления доказательств суд по ходатайству этих лиц оказывает им содействие в собирании и истребовании доказательств.
Основным доводом ответчика, требующего более длительного, чем заявлено прокурором, срока для исполнения возложенной на него судом обязанности, является отсутствие целевого финансирования такого строительства, при этом каких-либо подтверждающих данное обстоятельство доказательств суду первой инстанции и судебной коллегии не предоставлено. Стороны к суду о содействии в собирании или истребовании доказательств в части определения сроков строительства не обращались.
По мнению судебной коллегии, выводы суда о возможности осуществления такого строительства не ранее, чем в течение семи лет, не основан на каких-либо объективных обстоятельствах, не подтвержден относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами по делу, ввиду следующего.
Статьей 169 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что проекты бюджетов муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Действующий в настоящее время бюджет г. Новочебоксарска утвержден решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 22 декабря 2018 г. N С 55-1 "О бюджете г. Новочебоксарска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Указанное решение утвердило бюджет города на 2019 год, а также основные характеристики планируемого бюджета г. Новочебоксарска на 2020 и 2021 годы, в том числе, прогнозируемые объемы поступлений доходов и распределение бюджетных ассигнований. Таким образом, бюджет города на следующий срок будет утверждаться на 2020 год, а планироваться - на 2021 и 2022 годы и так далее.
Изложенное свидетельствует о том, что в случае отсутствия в утвержденном бюджете планируемых расходов на строительство сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне "Липовский" г. Новочебоксарска, указанные расходы при проведении муниципалитетом определенной работы могут быть предусмотрены в следующем бюджете на 2020 год или запланированы на 2023 и далее.
Для определения конкретных сроков строительства, включающих в себя сроки на получение разрешения на строительство, ориентировочные сроки проведения аукционов для выявления застройщиков и подрядчиков, заключение с ними муниципальных контрактов, на актуализирование сметной и разработку градостроительной документации, на разрешение иных вопросов строительства линейной инфраструктуры, МБУ "Архитектурно-градостроительное управление г. Новочебоксарска" проведена аналитическая работа, результаты которой представлены в письме учреждения в адрес суда от 11.07.2019 N 375. По результатам этого анализа проектной документации с учетом вышеназванных факторов, по мнению специалистов МБУ "АГУ г. Новочебоксарска", ориентировочные сроки строительства составят: сетей водоснабжения в микрорайоне "Липовский" - от 12 до 15 месяцев, сетей водоотведения: - 1 этап - 9 месяцев, 2 этап - 9 месяцев, 3 этап - от 11 до 14 месяцев.
Итого, срок строительства сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне "Липовский" г. Новочебоксарска с учетом максимальных сроков, прогнозируемых специалистами МБУ "АГУ г.Новочебоксарска", составляет около 4 лет.
В отсутствие иных доказательств, указывающих на возможность проведения строительства в иные более короткие сроки и невозможность осуществления строительства в указанные сроки, судебная коллегия принимает данный расчет сроков строительства во внимание, как определяющий.
При принятии решения относительно разумности сроков строительства сетей водообеспечения, судебная коллегия также учитывает возможность внесения изменений в планируемый бюджет города Новочебоксарска с учетом изыскания администрацией города финансовых возможностей, в том числе, за счет привлечения средств федеральных и региональных программ, и собственных средств.
Таким образом, судебная коллегия считает, что доводы жалобы являются основанием к изменению судебного решения в части установленных судом сроков исполнения обязанности по осуществлению строительства ответчиком централизованных сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне "Липовский" г. Новочебоксарска, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, в указанной части, обстоятельствам дела.
В остальной части решение суда не оспаривается, оснований для проверки в интересах законности решения суда в целом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усмотрела.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Изменить решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 03 апреля 2019 года в части установленного судом срока исполнения обязанности, возложенной на ответчика.
Изложить решение суда в следующей редакции:
Обязать администрацию г. Новочебоксарска Чувашской Республики в течение четырех лет со дня вступления решения суда в законную силу выполнить строительство централизованных сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне "Липовский" г. Новочебоксарска на улицах Садовая, Тоскинеевская, Анаткасинская, Цыганкасинская, Липовая улица, Пустынькасинская, Тенекасинская и обеспечить жителей указанных улиц услугами централизованного холодного водоснабжения и водоотведения.
Председательствующий А.А.Шумилов
Судьи: Е.А.Арсланова
Л.В.Димитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.