Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Иванова Ал.В,
судей Кольцовой Е.В. и Ваулина А.А,
при секретаре Кулагиной Т.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Васильевой Р.С, Васильева П.А. на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 19 декабря 2018 года, которым постановлено:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Новоторъяльский жилсервис" удовлетворить.
Взыскать солидарно с Васильевой Р.С, Васильева П.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Новоторъяльский жилсервис" задолженность по оплате за коммунальную услугу в виде теплоснабжения за период с 1 октября 2015 года по 31 мая
2018 года в сумме 42837 руб. 96 коп, пени за период с 4 августа 2018 года по 23 октября 2018 года в сумме 200 руб, государственную пошлину в сумме 1491 руб. 14 коп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Новоторъяльский жилсервис" (далее - ООО "Новоторъяльский жилсервис") обратилось в суд с иском к Васильевой Р.С. и Васильеву П.А, в котором с учетом уточнений исковых требований просило взыскать солидарно с ответчиков задолженность по оплате за коммунальную услугу в виде теплоснабжения за период с 1 октября 2015 года по 31 мая 2018 года в сумме 42837 руб. 96 коп, пени за период с 4 августа 2018 года по 23 октября 2018 года в сумме
200 руб, расходы по оплате государственной пошлины в сумме
1822 руб. 76 коп.
В обоснование иска указано, что ответчики Васильева Р.С. и
Васильев П.А. являются собственниками квартиры по адресу: "... " Ответчики ненадлежащим образом исполняют обязанности по оплате отопления жилого помещения, в связи с чем у них образовалась спорная задолженность.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Васильева Р.С. и Васильев П.А. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывают, что в 2007 году они по всем правилам установили в своей квартире автономный газовый отопительный котел, однако истец требует оплачивать тепло по нормам потребления, включающим все площади помещений целого дома - как личные, так и общего пользования. Им не предоставляется возможность разделенного внесения платы за отопление, в результате чего с них взыскивается плата не только за отопление общего имущества, но и иного имущества, что противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П. Также указывают, что к участию в деле не привлечены собственники иных помещений указанного жилого дома.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "Новоторъяльский жилсервис" просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы в случае установления факта ненадлежащего проведения ответчиками переустройства системы внутриквартирного отопления.
Выслушав объяснения Васильевой Р.С, поддержавшей апелляционную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 3 статьи 31 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частями 1 и 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Васильева Р.С. и Васильев П.А. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: "... "
Дом подключен к системе централизованного теплоснабжения, поставку тепловой энергии осуществляет ООО "Марикоммунэнерго" "Северо-восточные тепловые сети".
Ответчиками произведено переустройство принадлежащего им жилого помещения на использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии.
Многоквартирный жилой дом, в котором расположена указанная квартира ответчиков, входит в состав ТСЖ "Центральное".
Согласно пункту 3.3.4 договора управления многоквартирными домами, заключенного 1 апреля 2011 года между ТСЖ "Центральное" и управляющей организацией ООО "Новоторъяльский жилсервис", на последнее возложена обязанность производить начисление и сбор платы со всех собственников жилых и нежилых помещений в доме за предоставление услуг и осуществление работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, коммунальных услуг, начисление и сбор взносов, установленных ТСЖ.
Количество потребленной тепловой энергии, поставленной в многоквартирный жилой дом, определяется ООО "Новоторъяльский жилсервис" к оплате на основании показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии. При этом в квартире ответчиков отсутствует индивидуальный прибор учета тепловой энергии и (или) распределителя затрат на отопление.
ООО "Новоторъяльский жилсервис" во исполнение предписания жилищной инспекции Республики Марий Эл от 19 апреля 2018 года произведен перерасчет платы за отопление на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади, то есть с учетом площади жилого помещения ответчиков. В результате произведенного перерасчета сумма задолженности ответчиков за период с 1 октября 2015 года по 31 мая 2018 года составила 42837 руб. 96 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями гражданского и жилищного законодательства, Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги в виде теплоснабжения. Кроме того, суд указал, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, а в соответствии с абзацем вторым пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции и полагает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчиков, основанной на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева".
Названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации абзац второй пункта 40 данных Правил признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (части 3), 19 (части 1), 35 (частей 1 - 3), 40 (части 1) и 55 (части 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Согласно пункту 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 ЖК РФ, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Запрет на использование индивидуальных квартирных отопительных приборов установлен частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля
2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307, установлены нормативные требования, в соответствии с которыми в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Из материалов дела следует, что переустройство принадлежащего ответчикам жилого помещения на использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии произведено в 2007 году.
В подтверждение указанного обстоятельства ответчиками суду представлен лист согласования проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, содержащий отметки о согласовании и подписи ответственных за это лиц соответствующих организаций, в том числе органа местного самоуправления, датированные 2007 годом; технические условия N 61 на установку и монтаж теплогенераторов с герметичными камерами сгорания для отопления и горячего водоснабжения квартиры "... " акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию газопровода; договор о поставке природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 16 ноября 2009 года N 130859, заключенный между
ООО "Марийскрегионгаз" (поставщик) и Васильевой Р.С. (абонент).
Кроме того в материалах дела имеется: решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, выданное администрацией муниципального образования "Городское поселение Новый Торъял" 22 января 2019 года собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: "... ", которое содержит сведения о том, что переустройство (установка поквартирного отопления) проведено в 2007 году; акт N 68 приемки законченного переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения приемочной комиссией, выданный
23 января 2019 года, согласно которому в принадлежащем Васильевой Р.С. и Васильеву П.А. жилом помещении работы по установке поквартирного теплоснабжения с теплогенератором на газовом топливе произведены в соответствии с проектом и требованиями нормативных документов, действующих для жилых домов, отвечают санитарно-эпидемиологическим, пожарным, строительным нормам и правилам; технический паспорт указанного жилого помещения, в который 1 ноября 2007 года внесены изменения о виде отопления - индивидуальное газовое.
Поскольку на основании представленных сторонами в материалы дела доказательств не установлено обстоятельств того, что переустройство указанного жилого помещения на использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии произведено с нарушением установленного порядка и в данном помещении не обеспечивается отвечающий нормативным требованиям температурный режим, судебная коллегия с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчиков платы за фактически не используемую ими для обогрева принадлежащего им помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, что не освобождает их от обязанности внесения платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Иное противоречило бы правовому смыслу статьи 157 ЖК РФ и положениям пункта 1 статьи 544 ГК РФ, что оплата собственниками и нанимателями жилых помещений должна производиться за фактически оказанную им коммунальную услугу - потребленную тепловую энергию, и не может взиматься за не потребленную.
Согласно расчету истца задолженность за коммунальную услугу в виде теплоснабжения за период с 1 октября 2015 года по 31 мая 2018 года с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме" расходы, связанные с потреблением ответчиками тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по указанному выше адресу, составили 4559 руб. 49 коп.
Указанная сумма в соответствии со статьей 153 ЖК РФ подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке.
Кроме того, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о взыскания с ответчиков солидарно в пользу истца пени за период с 4 августа 2018 года по 23 октября 2018 года в сумме 200 руб. по следующим основаниям.
Согласно части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, платежные документы, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги, представляются потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом.
Данных о том, что таким договором был установлен иной срок, чем указан в названных нормах, в материалах дела не имеется.
В возражениях на исковое заявление ответчиками оспаривалось обстоятельство получения от ООО "Новоторъяльский жилсервис" или от ресурсоснабжающей организации платежного документа с указанием на наличие спорной задолженности и установленном сроке ее оплаты, доказательств обратного истцом в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что исковое требование о взыскании пени не подлежало удовлетворению.
На основании изложенного судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым взыскать солидарно с ответчиков в пользу истца задолженность по оплате за коммунальную услугу в виде теплоснабжения в размере
4559 руб. 49 коп, и в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. В удовлетворении искового требования о взыскании пени отказать.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 19 декабря 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать солидарно с Васильевой Р.С. и Васильева П.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Новоторъяльский жилсервис" задолженность по оплате за коммунальную услугу в виде теплоснабжения в размере 4559 руб. 49 коп, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В удовлетворении искового требования о взыскании пени отказать.
Председательствующий Ал.В. Иванов
Судьи Е.В. Кольцова
А.А. Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.