Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе
председательствующего судьи ФИО8,
судей ФИО7, ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации "адрес" по доверенности ФИО5,
на решение Ессентукского городского суда "адрес" от
ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора "адрес" в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации "адрес", Комитету по муниципальной собственности "адрес" о признании действия (бездействия) по обеспечению жилищных прав, собственника жилого помещения, при изъятии земельного участка и жилых помещений, для государственных и муниципальных нужд незаконными, возложении обязанности представить для рассмотрения проект соглашения о выкупной цене изымаемого жилого помещения, сроках и других условиях выкупа,
заслушав доклад судьи ФИО7,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился в суд в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Администрации "адрес", Комитету по муниципальной собственности "адрес" о признании действия (бездействия) Администрации "адрес" и Комитета по муниципальной собственности "адрес" по обеспечению жилищных прав, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, собственника жилого помещения "адрес". N литер А "адрес" ФИО1 при изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", под МКД N литер А, для государственных или муниципальных нужд незаконными. Возложении обязанности на Администрацию "адрес" и Комитет по муниципальной собственности "адрес" в течении двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда представить ФИО1 для рассмотрения проект соглашения о выкупной цене изымаемого жилого помещения, сроках и других условиях выкупа.
В обосновании исковых требований указано следующее.
Прокуратурой города проведена проверка, по результатам которой в действиях Администрации "адрес" и Комитета по муниципальной собственности "адрес" выявлены нарушения требований жилищного законодательства.
Решением Ессентукского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный жилой "адрес" литер А по "адрес" внесен в список ветхого жилого фонда городского Совета "адрес".
В установленном действующем порядке указанный многоквартирный жилой дом с пристройками, признан аварийным и подлежащим реконструкции (реставрации) постановлением администрации города-курорта Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией "адрес" собственникам жилых помещений данного многоквартирного дома направлено уведомление о проведении реконструкции (реставрации) многоквартирного дома в течении шести месяцев со дня получения настоящего уведомления.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес главы "адрес" внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части непринятия достаточных мер по расселению аварийного дома в соответствии с требованиями законодательства, а также проведении капитального ремонта здания N литер "А" по "адрес".
В целях устранения выявленных нарушений администрацией города принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N об изъятии для муниципальных нужд земельного участка общей площадью 2235,2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" литер А, принадлежащего на праве собственности собственникам помещений многоквартирного дома, изъятии для муниципальных нужд жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес" литер А, комитету по муниципальной собственности "адрес" необходимо уведомить собственников помещений об изъятии земельного участка, организовать проведение оценки рыночной стоимости изымаемого имущества для определения выкупной цены.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес главы "адрес" вновь внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части непринятия действенных мер к выкупу жилых помещений рассматриваемого многоквартирного дома, так как жильцы дома находятся в ненадлежащих условиях проживания, что создает угрозу жизни и здоровью.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города поступил письменный ответ на акт прокурорского реагирования, указано на направление Комитетом по муниципальной собственности администрации города предложения специализированным организациям о проведении расчета рыночной стоимости объектов недвижимости (жилых помещений) расположенных по адресу: "адрес" литер "А".
В ходе настоящей проверки установлено, что администрацией "адрес" положения ст. 32 ЖК РФ и постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N до настоящего времени не исполнены, для рассмотрения проекта соглашения о выкупной цене изымаемого жилого помещения, сроках и других условиях выкупа ФИО1 J1.B. - собственнице "адрес" МКД N, литер А по "адрес" не представлено.
Таким образом, в случае, если решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принято в декабре 2014 года и до настоящего времени не заключено соглашение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, то подготовка и заключение такого соглашения осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом и Земельным кодексом в редакции Федерального закона N 499-ФЗ. При этом изменения сроков изъятия земельного участка для муниципальных нужд, которое осуществляется в связи с решением, принятым до ДД.ММ.ГГГГ, не требуется, так же, как не требуется издания каких-либо дополнений к названному решению (Рекомендации по применению Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденные Минэкономразвития России).
Ранее, в том числе на момент принятия постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, законодательно такой срок не установлен. Вместе с тем, ограничивался срок, в течение которого мог быть предъявлен в суд иск о выкупе земельного участка, - в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии земельного участка.
ФИО1B, являясь собственником "адрес" МКД N литер А по "адрес", с постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и помещений в нем, расположенных по "адрес" литер А, для муниципальных нужд, согласна, препятствий в изъятии земельного участка не чинила, проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, а также проект соглашения о выкупной цене изымаемого жилого помещения, сроках и других условиях выкупа рассмотреть готова.
В прокуратуру города поступило обращение ФИО1B, которая указала, что самостоятельно обратиться в суд не может, поскольку не имеет юридического образования, является пенсионером, находится в трудном материальном положении, средств для оплаты услуг адвоката не имеет, что является основанием обращения прокурора в суд в защиту жилищных прав заявителя.
Просит суд признать действия (бездействия) администрации "адрес" и Комитета по муниципальной собственности "адрес" по обеспечению жилищных прав, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ, собственника жилого помещения "адрес". N литер А "адрес"
"адрес" ФИО1 при изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", под МКД N литер А для государственных или муниципальных нужд незаконными.
Возложить обязанность на Администрацию "адрес" и Комитет по муниципальной собственности "адрес" в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда представить ФИО1 для рассмотрения проект соглашения о выкупной цене изымаемого жилого помещения, сроках и других условиях выкупа.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора "адрес" в защиту прав и законных интересов ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации "адрес" по доверенности ФИО5 просит постановленное по делу решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что поданное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства; срок действия решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и помещений в нем истек ДД.ММ.ГГГГ, правовые основания для осуществления действий по подготовке соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд отсутствуют.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав процессуального истца прокурора
ФИО6, полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Как следует из положений п. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Из положений ст. 55 ЗК РФ (действовавшей на момент исследуемых правоотношений) следует, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса (п. 1). Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (п. 2). Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством (п. 3).
Положениями п. 3 ст. 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Согласно положений ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п. 1). В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (п. п. 1 п. 2).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: а) нормы, содержащиеся в статьей 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Положениями п. 13 ст. 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 499-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Таким образом, независимо от того, какие действия по подготовке к заключению соглашения о выкупе земельного участка были произведены до ДД.ММ.ГГГГ, после указанной даты установленная законом процедура должна быть соблюдена в полном объеме.
Изложенное свидетельствует о том, что закон гарантирует исполнение именно той цели, с которой земельные участки изымаются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Ессентукского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный жилой "адрес" литер А по "адрес"
"адрес" внесен в список ветхого жилого фонда городского Совета
"адрес".
В установленном действующем порядке указанный многоквартирный жилой дом с пристройками, признан аварийным и подлежащим реконструкции (реставрации) постановлением администрации города-курорта Ессентуки от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией "адрес" собственникам жилых помещений данного многоквартирного дома направлено уведомление о проведении реконструкции (реставрации) многоквартирного дома в течении шести месяцев со дня получения настоящего уведомления.
Истец ФИО1B. является собственником "адрес", расположенной по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изъятии для муниципальных нужд" земельного участка общей площадью 2235,2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" литер А, принадлежащего на праве собственности собственникам помещений многоквартирного дома, изъятии для муниципальных нужд жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес" литер А, комитету по муниципальной собственности "адрес" необходимо уведомить собственников помещений об изъятии земельного участка, организовать проведение оценки рыночной стоимости изымаемого имущества для определения выкупной цены.
Пунктом 4.5 данного Постановления комитету по муниципальной собственности "адрес" поручено организовать проведение оценки рыночной стоимости изымаемого имущества для определения выкупной цены. Пунктом 4.3 этого же Постановления комитету по муниципальной собственности "адрес" поручено обеспечить регистрацию настоящего постановления в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес".
Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией "адрес" длительно не исполняются положения ст.32 ЖК РФ и постановление администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, ФИО1B. не направлено письменное уведомление о принятом и зарегистрированном решении органа местного самоуправления об изъятии принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения, а также не предоставлен для рассмотрения проект соглашения о выкупной цене изымаемого жилого помещения, сроках и других условиях выкупа.
При этом, представителем ответчика администрации "адрес" не оспаривалось, что администрацией не были приняты меры по соблюдению указанного порядка осуществления процедуры обеспечения жилищных прав собственника.
Исходя из доказанности факта длительного бездействия администрации "адрес", выразившегося в неприятии мер, определенных ст.32 ЖК РФ, что повлекло нарушение жилищных прав ФИО1B, истечение срока действия решения об изъятии земельного участка, установленного п. 13 ст.56.6 ЗК РФ в данном случае не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что данный спор должен был быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства, судебной коллегией не принимается. В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации N 36 от дата "О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Между тем данный вывод суда не влечет отмену решения суда первой инстанции, поскольку данный спор правомерно разрешен в порядке гражданского процессуального законодательства.
По мнению судебной коллегии, доводы апелляционной жалобы ответчика Администрации "адрес" направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда "адрес" от
ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.