Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе
председательствующего судьи ФИО8,
судей ФИО7, ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1,
на решение Невинномысского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Комитету по труду и социальной поддержке населения администрации "адрес" об оспаривании отказа в назначении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возложении обязанности произвести компенсацию за оплаченные жилищно-коммунальные услуги с момента признания его инвалидом, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи ФИО7,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Комитету по труду и социальной поддержке населения администрации "адрес" об оспаривании отказа в назначении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возложении обязанности произвести компенсацию за оплаченные жилищно-коммунальные услуги с момента признания его инвалидом, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан инвалидом третьей группы по общему заболеванию (сахарный диабет, с сопутствующим заболеванием.
Истец имеет в собственности жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: "адрес" общей площадью 71,9 кв.м, с центральным холодным водоснабжением, газом и электричеством.
Указывая, что инвалиды в РФ обеспечиваются льготами и преференциями за бюджетный счет, в том числе и инвалиды третьей группы, на основании Закона РФ N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", полагает, что должен получать помощь от государства в виде 50% скидки на оплату жилплощади и услуг бытового обслуживания. Для граждан РФ установлена сумма ежемесячной выплаты в 2667 руб. 10 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности 3-й группы, а с апреля 2019 года размер социального пособия эквивалентен 4508 руб. 92 коп, социальные выплаты на покупку лекарственных препаратов на каждого инвалида выделяются из бюджетных средств в размере 863 руб. 75 коп. в месяц, а на лечение и реабилитацию в санатории - 133 руб. 62 коп. ежемесячно, а на дорогу к нему - 124 руб. 05 коп.
Однако, как утверждает истец, ответчик в лице председателя
ФИО5Морозова, подписав ненормативно-правовой акт в отношении него, противоправно отказала полагающейся ему по закону компенсации за жилищно-коммунальные услуги по надуманным обстоятельствам.
Истец полагает, что ответчик самоуправно лишив его права на получение льгот в виде 50% оплаты жилищно-коммунальных услуг как инвалиду третьей группы, совершил деяние, имеющее признаки преступления, в части присвоение себе полномочий законодателя, то есть установив отказ в предоставлении льгот предоставленных законом превысил и злоупотребил своими полномочиями, проявил самоуправство
Просит суд признать незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ФИО1 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг о возложении обязанности произвести компенсацию 50% от уплаченных им платежей за коммунальные услуги с момента признания его инвалидом, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3414,90 руб, о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст.395 и ст.317.1 ГК РФ в общем размере 89,99 руб, и компенсации морального вреда в размере 5000 руб.
Обжалуемым решением Невинномысского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку решение является незаконным и необоснованным в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенным в определении суда, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильно применение норма материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства труда и социальной защиты населения "адрес" по доверенности ФИО6 просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на доводы в ней изложенные.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмене решения суда не нашла.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
Согласно ст.17 Закона РФ от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.
При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер.
В соответствии со ст.28.2 Закона РФ от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством РФ. При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Во исполнение указанной нормы федерального закона и положений ст.133 Бюджетного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007г. N утверждены Правила и Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в "адрес" в денежной форме определены Постановлением Правительства СК от 17.09.2008г. N-п "О предоставлении мер социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в "адрес" в денежной форме", согласно которому на территории "адрес" органами, уполномоченными на предоставление гражданам компенсации на жилищно-коммунальные услуги, являются органы труда и социальной защиты населения администраций муниципальных районов и городских округов СК, а понятия и термины, используемые в Порядке, применяются в тех же значениях, что и в Жилищном Кодексе РФ. при этом, предоставление меры социальной поддержки обусловлено отсутствием у гражданина, обратившегося за такой мерой, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) наличие соглашения по ее погашению либо его выполнение.
Согласно п.2 указанного Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания на территории "адрес" органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов "адрес", наделенными отдельными государственными полномочиями "адрес" в области социальной защиты населения, переданными РФ для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира общей площадью 71,9 кв.м, расположенная по адресу: "адрес" (л.д.19). Иных лиц, зарегистрированных по месту жительства в указанной квартире, не имеется (л.д.67-69).
09.01.2019г. ФИО1 установлена третья группа инвалидности, что подтверждается справкой МСЭ-2017 N (л.д.18).
13.02.2019г. ФИО1 обратился в Комитет по труду и социальной поддержке населения администрации "адрес" с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.40-41), представив к заявлению копию паспорта гражданина РФ, справку об установлении инвалидности, справку N от 11.02.2019г. об отсутствии задолженности за потребление газа, а также справку, выданную 04.02.2019г. ТСЖ " "адрес"" об отсутствии задолженности по оплате за содержание, ремонт общедомового имущества и коммунальных платежей: электроснабжение, электроснабжение СОИ, холодное водоснабжение, холодное водоснабжение СОИ, по взносам на капитальный ремонт и оплате за услуги "обращение с ТКО", и платежный документ (счет) N от ДД.ММ.ГГГГ об оплате взносов за капитальный ремонт за январь 2019 год, и платежный документ N от ДД.ММ.ГГГГ по оплате коммунальных услуг (л.д.42-51).
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.39) истцу отказано в назначении данной компенсации на основании пп.10 п.10 Порядка предоставления мер социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в "адрес" в денежной форме, утвержденного постановлением Правительства СК от 17.09.2008г. N-п "О предоставлении мер социальной поддержке на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в "адрес" в денежной форме", согласно которому назначение компенсации на ЖКУ невозможно при предоставлении недостоверной информации. В справке предоставленной от ТСЖ " "адрес"" указано, что отсутствует задолженность по "взносам на капитальный ремонт", тогда как согласно квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг от ТСЖ " "адрес"" начисление производится за "капитальный ремонт (взносы), а кроме того, размер взноса составляет 3,56 руб, что не соответствует постановлению Правительства СК N от 19.10.2008г, о чем истец уведомлен надлежащим образом (л.д.20).
Согласно ст. "адрес" от 28.06.2013г. N-кз "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес"" минимальный размер взноса устанавливается "адрес".
Постановлением "адрес" от 19.10.2018г. N-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории "адрес" на 2019 год" минимальный размер взноса на территории "адрес" на 2019 год установлен в следующих размерах:
- с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ - 7,11 рубля на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц;
- с 01 июля по ДД.ММ.ГГГГ - 8,63 рубля на один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц (в многоквартирном доме без лифтового оборудования) и 9,63 рубля на один квадратный метр общей площади помещения, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц (в многоквартирном доме с лифтовым оборудованием).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой и инстанции установил, что в представленных ФИО1 сведениях о видах потребляемых жилищно-коммунальных услуг, являющихся приложением к заявлению о назначении компенсации на ЖКУ от ДД.ММ.ГГГГ в качестве способа формирования фонда капитального ремонта указан специальный счет, владельцем которого является ТСЖ " "адрес"". Как следует из приложенного к указанному выше заявлению платежного документа (счета) N от ДД.ММ.ГГГГ, выставленного ТСЖ " "адрес"" за январь текущего года истец оплатил взнос в размере 24,42 руб, то есть при расчете применен размер взноса (3,56 руб.), то есть менее установленного в "адрес" (7,11 руб.). А согласно свидетельству о государственной регистрации права, общая площадь жилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, составляет 71,90 кв.м. Однако, при расчете взноса, подлежащего оплате истцом ТСЖ " "адрес"" использован показатель "6,866".
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что из представленных ФИО1 в Комитет по труду и социальной поддержке населения администрации "адрес", невозможно определить наличие или отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, оспариваемое истцом решение Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации "адрес" принято в соответствии с требованиями как федерального и регионального законодательства, так и в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок и сроки рассмотрения обращения за данной мерой социальной поддержки, а при не подтверждении права на получение данной меры, обосновано принято решение об отказе в ее назначении.
Также суд пришел к правильному выводу о том, что не имеется оснований для взыскания с уполномоченного органа сумм компенсации оплаты за жилое помещение и коммунальных услуг, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку доказательства в подтверждение заявленного требования, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлены.
Оценивая приведенные в апелляционных жалобах доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции, и по своей сути направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права, существенных норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Невинномысского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.