Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Песоцкого В.В,
судей Шеховцовой Э.А, Болотовой Л.А,
при секретаре Пика А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гуц Татьяны Федоровны и Конищевой Юлии Викторовны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Александровского районного суда Ставропольского края от 21 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Песоцкого В.В, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия
установила:
Гуц Т.Ф, Конищева Ю.В. обратились в Александровский районный суд Ставропольского края суд с административным исковым заявлением (впоследствии уточненным) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - ГУ МВД России по Ставропольскому краю) о восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, обязать принять и рассмотреть по существу данное заявление.
В обоснование административного иска указано, что 24 января 1995 года Гуц Т.Ф. с несовершеннолетней на тот момент дочерью Конищевой Ю.В. признана вынужденным переселенцем. Из сообщения ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 15 ноября 2018 года следует, что она утратила статус вынужденного переселенца в январе 2000 года в связи с тем, что в установленный законом срок не подала заявление о продлении срока действия данного статуса. Вместе с тем, несвоевременное обращение было обусловлено тяжелой жизненной ситуацией, связанной со смертью двух близких членов ее семьи.
Решением Александровского районного суда Ставропольского края от 21 мая 2019 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю просит решение отменить, принять по делу новое решение отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с законодательным отсутствием возможности восстановления статуса вынужденного переселенца, а также отсутствием уважительных причин для его восстановления.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных истцов Таралова И.В. указывает на несостоятельность ее доводов и просит решение оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Под вынужденным переселенцем понимается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (статья 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах").
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (далее - Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5.
Из содержания приведенных норм следует, что статус вынужденного переселенца по своему характеру является срочным и утрачивается по истечении пятилетнего срока, если соответствующим уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере миграции не принято решение его продления на каждый последующий год.
При этом для продления срока действия статуса вынужденного переселенца требуется не только наличие обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, но и в обязательном порядке подачи им соответствующего заявления. Учитывая, что Закон содержит понятие "продление статуса вынужденного переселенца", а не его возобновления, следует прийти к выводу о том, что заявление о продлении статуса вынужденного переселенца должно быть подано в пределах срока действия этого статуса, что подтверждается положениями пункта 95 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного к приказу МВД России от 14 ноября 2017 года N 853 (далее - Административный регламент).
В противном случае лицо утрачивает статус вынужденного переселенца на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона.
В то же время, поскольку несвоевременная подача заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца может быть обусловлена обстоятельствами, которые объективно препятствовали подаче заявления в пределах срока действия этого статуса, Административным регламентом предусмотрена возможность подачи заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца после истечения срока предоставления статуса, которое рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения (пункт 109).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из невозможности подачи заявления о продлении статуса административным истцом в связи со смертью супруга в 2000 году и зятя в 2009 году и необходимости восстановления данного срока.
Из материалов дела следует, что Гуц Т.Ф. 24 января 1995 года предоставлен статус вынужденного переселенца сроком на 5 лет.
Данный статус не продлевался.
Соответствующее решение об утрате статуса в отношении административного истца, принятое Миграционной службой Ставропольского края 28 января 2000 года (л. д. 90), не оспорено.
Пунктами 5.5 - 5.7 действующего на момент наделения Гуц Т.Ф. статусом вынужденного переселенца Положения о порядке признания лиц вынужденными переселенцами, их регистрации и учета на территории Российской Федерации, утвержденному Федеральной миграционной службой 25 ноября 1993 N 2775, переучет вынужденных переселенцев проводится один раз в год территориальным органом миграционной службы либо по соглашению органом исполнительной власти по месту их жительства.
Из удостоверения вынужденного переселенца Гуц Т.Ф. усматривается, что она проходила переучет в 1997 и 1999 годах, то есть ей было известно о данной обязанности, однако после утраты статуса административный истец таковых действий не предпринимала.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об уважительности пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, поскольку административными истцами не предоставлено доказательств, объективно исключавших возможность своевременного обращения с вышеуказанным заявлением и не зависящих от данного лица на протяжении 18 лет (с 2000 по 2018 год).
Выводы суда первой инстанции о признании в 2018 году административных истцов нуждающимися в жилом помещении сами по себе не влекут продление статуса вынужденного переселенца без соблюдения предусмотренных законом условий.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении иска ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в его удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Александровского районного суда Ставропольского края от
21 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Гуц Татьяны Федоровны и Конищевой Юлии Викторовны к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о восстановлении срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.