Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи ФИО8,
судей ФИО7, ФИО9
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5 на решение Изобильненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
по административному исковому заявлению заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Изобильненского городского округа "адрес" о признании бездействия администрации Изобильненского городского округа "адрес" незаконным,
заслушав доклад судьи ФИО7, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры "адрес" ФИО4,
установила:
Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административном исковым заявлением к администрации Изобильненского городского округа "адрес" о признании бездействия администрации Изобильненского городского округа "адрес" незаконным,
В обоснование своих требований прокурор указал, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами. В ходе проведенной проверки было установлено, что до настоящего времени администрацией Изобильненского городского округа "адрес" не разработана Генеральная схема очистки муниципального образования. В соответствии с п. 1.2, п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Полагал, что указанное бездействие создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу распространения заболеваний, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанные обстоятельства дали возможность заместителю Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Изобильненского городского округа "адрес" по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки муниципального образования в соответствии с действующим законодательством и возложить на администрацию Изобильненского городского округа "адрес" обязанность разработать и утвердить Генеральную схему очистки муниципального образования в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обжалуемым решением Изобильненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Изобильненского городского округа "адрес" о признании незаконным бездействия администрации Изобильненского городского округа "адрес" по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки муниципального образования в соответствии с действующим законодательством и возложении на администрацию Изобильненского городского округа "адрес" обязанности по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки муниципального образования в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
В апелляционном представлении Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО5 просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обосновании доводов указывает, что судом первой инстанции проигнорированы и, не опровергнуты доводы административного искового заявления, в части предоставленных органам местного самоуправления полномочий в области обращения с отходами во взаимосвязи с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Также судом не учтено, что в соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На данный субъект возложена обязанность по осуществлению непосредственно указанной деятельности в соответствии с программой и территориальной схемой обращения с отходами, однако не возложена обязанность по разработке генеральной схемы санитарной очистки территории, которая разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы, что относится к обязанности ответчика, а не регионального оператора. Указанная обязанность ответчика обеспечивает в дальнейшем деятельность регионального оператора, о чем прямо указано в территориальной схеме обращения с отходами
Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, представителем административного ответчика администрации Изобильненского городского округа "адрес" ФИО6 представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда приходит к следующему.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ст.ст. 9, 42, 58).
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,.., юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как установлено судом в ходе проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения из Управления Роспотребнадзора по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ на запрос, согласно которому до настоящего времени администрацией Изобильненского городского округа "адрес" не проведена работа по разработке Генеральной схемы очистки муниципального образования.
В соответствии с п. 1.2, п. 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
В соответствии с письмом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N указанные санитарные правила действуют в части и в целях, не противоречащих законодательствую РФ.
Разрешая заявленные требования и анализируя положения ст.ст.6,8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по разработке указанной выше схемы не может быть возложена на муниципальное образование, поскольку действующим законодательством на органы управления субъектов Российской Федерации возложена обязанность по организации деятельности по сбору коммунальных отходов, при этом составление наиболее значимых, основополагающих нормативных документов в области обращения с отходами является прерогативой органов субъекта РФ, а не муниципальных образований.
Судебная коллегия по административным делам "адрес"вого суда не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с п, 24, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также организация и осуществление мероприятий по... защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований определены ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами конкретизированы статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В настоящее время действуют санитарные правила 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР ДД.ММ.ГГГГ N, которыми конкретизированы формы исполнения полномочий по организации сбора и вывоза отходов органами местного самоуправления.
Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено наличие в муниципальных образованиях утвержденной исполнительными органами местного самоуправления Генеральной схемы очистки населенных пунктов, которая должна предусматривать систему рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов необходимо согласовывать с санитарно-эпидемиологической службой согласно требованию п.п. 1.6, 6.5 указанных санитарных правил.
Согласно письму Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88 в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Кроме того, наличие и соблюдение схемы санитарной очистки территории содержатся в СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Так, согласно п. 4.6, 7.1 СанПиН 2. ДД.ММ.ГГГГ-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.
С учетом приведенных положений обязанность разработки генеральной схемы очистки населенных пунктов возложена на администрацию Изобильненского городского округа.
Однако, в нарушение требований законодательства ответчиком генеральная схема очистки населенных пунктов в установленном порядке не разработана.
Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации.
Настоящие методические рекомендации устанавливают основные положения по составу, содержанию и утверждению генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации.
Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88).
Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий.
Исходя из требований п. п. 1.4, 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 и п. 6 Методических рекомендаций в процессе разработки генеральная схема должна согласовываться с органами архитектуры и градостроительства, иными заинтересованными организациями, в том числе с территориальным подразделением Роспотребнадзора.
Исполнение обязанностей по разработке генеральной схемы очистки территорий - одно из мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами представителя административного ответчика на отсутствие необходимости в разработке Генеральной схемы очистки в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и утверждением Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В силу статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Между тем, как следует из раздела 10 территориальной схемы обращения с отходами, в "адрес" утвержденной Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п (графа 6 таблицы N) Генеральные схемы санитарной очистки территорий муниципальных образований используются при подготовке территориальной схемы и обосновывают приведенную в ней информацию. Сведения генеральных схем очистки территорий муниципальных образований о нахождении источников образования отходов, количестве образующихся отходов, мест сбора и накопления отходов, объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, схеме потоков использованы в разделах 1-5,7 утвержденной территориальной схемы.
Позиция административного ответчика об отсутствии правовых оснований по разработке и утверждению административным ответчиком Генеральной схемы санитарной очистки территории основана на неверном толковании норм материального права, приведенных выше.
Учитывая изложенное, решение районного суда, которое указанных обстоятельств и норм права не учитывает, на основании части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием в соответствии с правилами статьи 309 КАС РФ нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Изобильненского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ - отменить, принять по делу новое решение, котором административные исковые требования заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Изобильненского городского округа "адрес" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Изобильненского городского округа "адрес" по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
Возложить на администрацию Изобильненского городского округа "адрес" обязанность разработать и утвердить Генеральную схему очистки муниципального образования в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.