Дата вступления в законную силу - 16 августа 2019 г.
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Забурунновой О.,
с участием представителя административного истца Колупаева Р.В. - адвоката Спасибова М.Г, действующего в суде по ордеру и доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колупаева Р. В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости,
установил:
Административный истец Колупаев Р.В. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности административного истца, в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года :
- земельного участка с кадастровым номером... :25, общей площадью 363 000 кв.м, категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Зеленокумск, ориентир - район... N.., в размере - 1101 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :48, общей площадью 1733 кв.м, назначение - нежилое здание, цех птичник корпус.., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Зеленокумск ориентир - район... N.., в размере - 4121 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :44, общей площадью 1145,8 кв.м, назначение - нежилое здание, склад, расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Зеленокумск ориентир - район.., в размере - 3240 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :41, общей площадью 1243,3 кв.м, назначение - нежилое здание, птичник N.., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Зеленокумск ориентир - район.., в размере - 3102 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :47, площадью 1734,6 кв.м, назначение - нежилое здание, птичник N.., расположенного по адресу : Ставропольский край, г. Зеленокумск ориентир - район.., в размере - 4328 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :45, общей площадью 2126,5 кв.м, назначение - нежилое здание, цех птичник, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Зеленокумск ориентир - район.., в размере - 5305000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец Колупаев Р.В. сослался на то, что является собственником указанных объектов недвижимости. Право собственности зарегистрировано за ним в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1382 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости заявленных в иске объектов недвижимости их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере :
- земельного участка с кадастровым номером... :25 - 2682134,40 рублей;
- объекта недвижимости цех птичника корпус... с кадастровым номером... :48 - 29398449,68 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, склад, с кадастровым номером... :44 - 7162838,86 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, птичник N.., с кадастровым номером... :41 - 21091224,74 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, птичник N.., с кадастровым номером... :47 - 29425591,93 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, цех птичник, с кадастровым номером... :45 - 36073746,82 рублей.
В целях проверки правомерности установленного размера кадастровой стоимости и определения достоверного размера рыночной стоимости указанных объектов недвижимости административный истец обратился в специализированную оценочную организацию для подготовки отчета об оценке рыночной стоимости недвижимости.
По заказу административного истца ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис" подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества N... от 26 октября 2018 года, согласно которого рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года составила :
- земельного участка с кадастровым номером... :25 - 1101000 рублей;
- объекта недвижимости цех птичника корпус... с кадастровым номером... :48 - 4121 000 рублей;
- объекта недвижимости склад, с кадастровым номером... :44 - 3240 000 рублей;
- объекта недвижимости птичник N.., с кадастровым номером... :41 - 3102 000 рублей;
- объекта недвижимости птичник N.., с кадастровым номером... :47 - 4328 000 рублей;
- объекта недвижимости цех птичник, с кадастровым номером... :45 - 5305 000 рублей.
Административный истец Колупаев Р.В. указал, что результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ему объектов недвижимости существенно превышают их рыночную стоимость, что нарушает его права как плательщика налога на указанное имущество, поскольку ведёт к неправомерному увеличению размера налоговых платежей и просил установить кадастровую стоимость недвижимого имущества в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на дату оценки, определенной ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис" в отчете об оценке.
В предварительном судебном заседании 25 февраля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - администрация Советского городского округа Ставропольского края и ФГБУ "ФКП Росреестра по Ставропольскому краю" (том 1 л.д. 161-164).
В отзыве на административный иск административный ответчик - министерство имущественных отношений Ставропольского края просило в удовлетворении исковых требований Колупаева Р.В. отказать, ссылаясь на то, что заявленные требования по настоящему делу предполагают снижение общей кадастровой стоимости более чем на 83%, что повлечет за собою существенное снижение поступлений в консолидированный бюджет (том 1 л.д. 177-178).
В возражении на административный иск административный ответчик - Управление Росреестра по Ставропольскому краю указало, что все заявленные в иске объекты недвижимого имущества состоят на кадастровом учете в Едином государственном реестре недвижимости, сведения о их кадастровой стоимости внесены в ЕГРН в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 и N 1382. Заявлений от административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю не поступало (т. 1 л.д. 153-156).
В отзыве на иск заинтересованное лицо - администрация Советского городского округа Ставропольского края просила рассмотреть настоящее административное дело в соответствии с действующим оценочным законодательством Российской Федерации (том 1 л.д. 180).
В судебном заседании представитель административного истца - адвокат Спасибов М.Г. исковые требования административного иска поддержала, уточнил их и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости, как определено в заключении судебной оценочной экспертизы, проведенной по делу.
Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, министерства имущественных отношений Ставропольского края, заинтересованного лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, администрации Советского городского округа Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
От представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации Советского городского округа Ставропольского края поступили ходатайства о рассмотрении данного административного дела в отсутствие их представителей (том 1 л.д. 156, 180, 212).
При таких обстоятельствах, с учетом мнения лица, участвующего в деле, суд пришел к выводу о возможности рассмотреть административное дело в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд находит заявленные в иске требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с подпунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями статьи 24.18 Федерального Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового Кодекса Российской Федерации являются : жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда определение налоговой базы осуществляется исходя из их инвентаризационной стоимости. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (часть 1 статьи 403 Налогового Кодекса РФ).
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. По смыслу статей 24.18, 24.20 указанного Закона актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, объектов недвижимости, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости заявленных в иске Колупаева Р.В. земельного участка и нежилых строений их рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости таких объектов.
Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 ФЗ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено и подтверждено надлежащими письменными доказательствами по делу, что административный истец является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу : Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, в районе... : земельного участка с кадастровым номером... :25, общей площадью 363 000 кв.м, категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства; объекта недвижимости с кадастровым номером... :48, общей площадью 1733 кв.м, назначение - нежилое здание, цех птичник корпус... ; объекта недвижимости с кадастровым номером... :44, общей площадью 1145,8 кв.м, назначение - нежилое здание, склад; объекта недвижимости с кадастровым номером... :41, общей площадью 1243,3 кв.м, назначение - нежилое здание, птичник N... ; объекта недвижимости с кадастровым номером... :47, площадью 1734,6 кв.м, назначение - нежилое здание, птичник N... ; объекта недвижимости с кадастровым номером... :45, общей площадью 2126,5 кв.м, назначение - нежилое здание, цех птичник, на основании договора купли-продажи имущества N... от 13 мая 2016 года, заключенного между ООО "Зеленокумка" и Колупаевым Р.В. Переход права собственности зарегистрирован за Колупаевым Р.В. в Едином государственном реестре недвижимости 16 августа 2016 года (том 1 л.д. 14-22, 25-41).
Приказами Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" и N 1382 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, объектов недвижимости, оценка которых производилась по состоянию на 1 января 2015 года.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 3 и 4 октября 2018 года кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности административного истца и указанных в иске, по состоянию на 1 января 2015 года определена в размере :
- земельного участка с кадастровым номером... :25 - 2682134,40 рублей;
- объекта недвижимости цех птичника корпус... с кадастровым номером... :48 - 29398449,68 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, склад, с кадастровым номером... :44 - 7162838,86 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, птичник N.., с кадастровым номером... :41 - 21091224,74 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, птичник N.., с кадастровым номером... :47 - 29425591,93 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, цех птичник, с кадастровым номером... :45 - 36073746,82 рублей (том 1 л.д. 23-28).
В целях проверки правомерности размера кадастровой стоимости и определения достоверного размера рыночной стоимости указанных объектов административный истец обратился в специализированную оценочную организацию для подготовки отчета об оценке рыночной стоимости недвижимости. По заказу административного истца ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис" подготовлен отчет N... от 26 октября 2018 года об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, согласно которого рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года составила:
- земельного участка с кадастровым номером... :25 - 1101 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :48 - 4121 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :44 - 3240 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :41 - 3102 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :47 - 4328 000 рублей;
- объекта недвижимости с кадастровым номером... :45 - 5305000 рублей (том 1 л.д. 48-140).
В силу положений статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В связи с изложенным, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу по ходатайству административного истца определением Ставропольского краевого суда от 15 апреля 2019 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО Межрегиональный центр оценки "Бизнес-Партнер" (том 1 л.д. 207-211).
По заключению эксперта N... от 14 июня 2019 года отчет N... от 26 октября 2018 года, выполненный оценщиком ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года определена :
- земельного участка с кадастровым номером... :25 - 2117 000 рублей;
- объекта недвижимости цех птичника корпус... с кадастровым номером... :48 - 4237 000 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, склад, с кадастровым номером... :44 - 2802 000 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, птичник N.., с кадастровым номером... :41 - 3040 000рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, птичник N.., с кадастровым номером... :47 - 4241 000 рублей;
- объекта недвижимости назначение - нежилое здание, цех птичник, с кадастровым номером... :45 - 5199 000 рублей (том 2 л.д. 3-121).
Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 указанной процессуальной нормы).
Из материалов дела следует, что заключение оценочной экспертизы подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, соответствует требованиям Федерального Закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
Из экспертного заключения следует, что экспертом проведено натурное обследование недвижимого имущества с оформлением фоторабот, отражающих техническое состояние исследуемых объектов : земельного участка сельскохозяйственного использования, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером... :25 и находящихся на нем объектов недвижимого имущества - нежилых зданий : цех птичник корпус.., склад, птичник N.., птичник N.., птичник, расположенных по адресу : Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, в районе... По результатам обследования составлен акт. Объекты исследования расположены в Советском районе Ставропольского края на границе муниципального образования города Зеленокумска в 1 км. от населенного пункта. Земельный участок не благоустроен, на участке имеются инженерные коммуникации - электроснабжение и водоснабжение. Нежилые здания, имеющиеся на данном земельном участке, находятся в неудовлетворительном состоянии, электроосвещение на момент осмотра отключено.
Отвечая на первый вопрос суда в определении о назначении судебной оценочной экспертизы, эксперт указал, что на основании визуального осмотра установлено, что земельный участок с кадастровым номером... :25 не используется под пашни, пастбища и пруды. Таким образом, оценщик ошибочно определилназначение исследуемого земельного участка, подобрал несоответствующие назначению аналоги, что является нарушением Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также ФСО N 3, N 7, что повлияло на результат итоговой величины рыночной стоимости в сторону занижения.
Разрешая вопрос об установлении рыночной стоимости заявленного в иске недвижимого имущества, эксперт произвел анализ социально-экономического развития в стране и регионе расположения объектов оценки, развития Ставропольского края за январь-декабрь 2014 года, определилсегмент рынка, к которому принадлежат объекты исследования - коммерческого назначения (для сельскохозяйственного производства).
При анализе рынка земельных участков сельхозназначения экспертом отобраны 12 объявлений и 15 объявлений о продаже зданий сельскохозяйственного назначения по Ставропольскому краю с сайта Архива бесплатных объявлений - https://ruads.org/ с 1 января 2014 года по 1 января 2015 года. Проанализировав данные о предложении к продаже объектов недвижимого имущества для сельскохозяйственного производства эксперт пришел к выводу о том, что средняя рыночная стоимость земельных участков для сельскохозяйственного производства составляет 87305 руб./га, средняя цена продажи 1 кв.м. объектов сельскохозяйственного назначения, сопоставимых с объектами исследования, составляет 4052 руб.
Проанализировав информацию об объекте исследования, эксперт пришел к выводу о возможности применения сравнительного подхода при оценке земельного участка и объектов капитального строительства, так как существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов, что соответствует условиям применения сравнительного подхода. Невозможность применения доходного и затратного подходов при оценке мотивированы экспертом в заключении.
Экспертом произведен расчет рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель - стоимость в рублях 1 га. общей площади земельного участка.
Для расчета рыночной стоимости земельного участка экспертом выбраны 3 объекта-аналога по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектом исследования и объектами - аналогами. Из 12 земельных участков, выставленных на продажу на открытом рынке, экспертом выбрано 3 - наиболее близких к объекту оценки по своим характеристикам. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы : все земельные участки находятся в собственности, из категории - земли сельскохозяйственного назначения, с целевым использование - для сельскохозяйственного производства, имеются коммуникации по границе, условно свободные от улучшений, расположены в Андроповском, Кировском, Кочубеевском районах Ставропольского края.
При расчете рыночной стоимости земельного участка экспертом описаны примененные корректировки. Корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на торг, местоположение, физические характеристики, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ в применении корректировок, экспертом мотивированы в заключении. Экспертом изложен в заключении расчет стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, рыночная стоимость на дату оценки составила - 2117000 рублей.
Экспертом произведен расчет рыночной стоимости объектов капитального строительства в рамках сравнительного подхода. Эксперт указал, что основополагающим принципом сравнительного подхода к оценке недвижимости является принцип замещения, свидетельствующий о том, что при наличии на рынке нескольких схожих объектов рациональный инвестор не заплатит больше той суммы, в которую обойдется приобретение недвижимости аналогичной полезности. В качестве единицы сравнения принят удельный показатель - стоимость в рублях 1 кв.м. ОКСа.
Для расчета рыночной стоимости объектов капитального строительства экспертом из 15 объектов недвижимости, выставленных на продажу на открытом рынке, выбрано 3 аналога с соответствующим местоположением и сопоставимым по своим основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом исследования. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы : все объекты сельхозназначения, находятся в собственности, расположены на окраинных сельскохозяйственных районов Ставропольского края - Предгорный, Советский, в удалении от автомагистралей, имеют электроснабжение.
При расчете рыночной стоимости объектов капитального строительства экспертом описаны примененные корректировки. Корректировки значений единиц сравнения для объектов-аналогов произведены экспертом на права на земельный участок, на торг, площадь, техническое состояние зданий, общее состояние, поскольку отобранные объекты-аналоги не совпадают по всем элементам сравнения с объектом оценки. Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок, экспертом мотивированы в заключении. Экспертом согласованы результат оценки, выведена рыночная стоимость нежилых зданий на дату оценки :
- цех птичника корпус... с кадастровым номером... :48 - 4237 000 рублей;
- склад с кадастровым номером... :44 - 2802 000 рублей;
- птичник N... с кадастровым номером... :41 - 3040000 рублей;
- птичник N... с кадастровым номером... :47 - 4241 000 рублей;
- цех птичник с кадастровым номером... :45 - 5199 000 рублей.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт, проводивший судебную оценочную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, стаж в области экспертной работы - 3 года, в области оценочной деятельности - 6 лет.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества.
С учетом изложенного, а также того, что выводы отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости N... от 26 октября 2018 года, выполненного оценщиком ООО "МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис", опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы, исковые требования подлежат удовлетворению в соответствии с выводами судебной оценочной экспертизы.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, заинтересованными лицами по делу суду не представлено.
С учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности административного истца и заявленных в иске, в размере равном их рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Ходатайств о проведении повторной оценочной экспертизы, а также оснований к ее назначению лицами, участвующими в деле, не заявлялось и не озвучивалось.
Доводы возражений представителя административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края о том, что снижение кадастровой стоимости объектов недвижимости приведет к уменьшению консолидированного бюджета, по мнению суда, нельзя признать обоснованными, поскольку в силу положений Земельного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку объектов оценки для целей налогообложения и изменения рассчитываемых в зависимости от кадастровой стоимости размера арендных платежей, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом указанные нормы не содержат условий, ограничивающих право физических и юридических лиц на установление рыночной стоимости объектов в зависимости от размера арендных или налоговых платежей, поступающих в соответствующий бюджет.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Колупаева Р. В. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером... :25, общей площадью 363 000 кв.м, категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу : установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир в районе... Почтовый адрес ориентира : Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, в размере его рыночной стоимости - 2117 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества назначение - нежилое здание, наименование - цех птичник корпус.., с кадастровым номером... :48, общей площадью 1733 кв.м, этажность - 1, расположенного по адресу : Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, в район... в размере его рыночной стоимости - 4237000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества назначение - нежилое здание, с кадастровым номером... :44, общей площадью 1145,8 кв.м, наименование склад, количество этажей - 1, расположенного по адресу : Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, в районе.., в размере его рыночной стоимости - 2802 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества назначение - нежилое здание, с кадастровым номером... :41, общей площадью 1243,3 кв.м, наименование - птичник N.., расположенного по адресу : Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, в районе.., в размере его рыночной стоимости - 3040 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества назначение - нежилое здание, с кадастровым номером... :47, площадью 1734,6 кв.м, наименование - птичник N.., количество этажей - 1, расположенного по адресу : Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, в районе.., в размере его рыночной стоимости - 4241000 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества назначение - нежилое здание, с кадастровым номером... :45, общей площадью 2126,5 кв.м, наименование - цех птичник, количество этажей - 1, расположенного по адресу : Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, в районе.., в размере его рыночной стоимости - 5199 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами -... :25;... :48;... :44;... :41;... :47;... :45.
Административный иск Колупаева Р. В. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости поступил в Ставропольский краевой суд - 7 февраля 2019 года.
Установленные настоящим решением суда сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... :25 и объектов недвижимости с кадастровыми номерами -... :48;... :44;... :41;... :47;... :45, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.