Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Журавлевой ... на постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 25 апреля 2019 года и решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 02 июля 2019 года,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу Магомедова К.Р. от 25 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 02 июля 2019 года, должностное лицо - начальник отдела охраны окружающей среды открытого акционерного общества "Гидрометаллургический завод" (далее - ОАО "ГМЗ") Журавлева Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, Журавлева Е.С. просит решение судьи отменить, как вынесенное с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, производство по делу прекратить. Утверждает, что фосфогипс не является отходом производства, а является побочным продуктом при производстве удобрений и учитывается на балансе предприятия.
В письменных возражениях представитель Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Слюсаревой С.В. просит оставить без изменения постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 25 апреля 2019 года и решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 02 июля 2019 года, считая принятые акты законными и обоснованными.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Слюсаревой С.В, просившую отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ответственного должностного лица - Журавлевой Е.С. к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ явились выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о том, что ОАО "ГМЗ" с 2014 года осуществляет деятельность по размещению отходов производства - фосфогипса на хвостохранилище, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 26:32:010101:63. Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденному в 2015 году генеральным директором ОАО "ГМЗ", в результате деятельности ОАО "ГМЗ" образуется вид отхода 5 класса опасности (Отходы разложения природных фосфатов серной кислоты, код по ФККО 3 12 241 11 39 5), годовой норматив образования которого составляет 224 202,298 тонн. Однако, при составлении отчётности ОАО "ГМЗ" по форме 2-ТП (отходы) за 2018 год начальником отдела охраны окружающей среды Журавлевой Г.С, ответственной за составление отчётности по охране окружающей среды, данный вид отхода не учтён, в приложении N 4 к Порядку учёта в области обращения с отходами, утверждённому Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года N 721 данный вид отхода также не учтён.
Вместе с тем такие выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда законными и обоснованными признать нельзя.
Так, согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1, 2 данной статьи).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 16 указанного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. В свою очередь хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Хвостохранилище радиоактивных отходов образовано в 1957 году в результате деятельности по промышленной переработке урановой руды предприятием "Алмаз", до 1991 года названный объект заполнялся отходами от переработки урановых руд. В рамках Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2007 года N 444) в 2010 году разработан проект по рекультивированию хвостохранилища, объектов гидрометаллургического завода и урановых рудников N 1 и N 2 бывшего предприятия "Алмаз".
Как установлено, заполнение карт хвостохранилища нерадиоактивным фосфогипсом от переработки апатита ведется с 1991 года. Согласно результатов исследовательских работ, слой нейтрализованного фосфогипса практически исключает эсхаляцию радона и не выделяет вредных веществ. В спорный период обществом выполнение работ по рекультивации объектов хвостохранилища осуществлялось, в том числе на основании договоров от 25 апреля 2013 года и 07 августа 2014 года.
В рассматриваемом случае происходило использование ОАО "ГМЗ" отходов фосфогипса, которое не тождественно понятию захоронения или хранения отходов.
Деятельность общества по рекультивации указанного объекта имеет природоохранное значение и направлена на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды.
В связи с изменением технологического регламента по производству экстракционной фосфорной кислоты фосфогипс не является отходом, а является побочным продуктом при производстве удобрений и учитывается на балансе предприятия, что позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях начальника отдела охраны окружающей среды ОАО "ГМЗ" Журавлевой Е.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в действиях начальника отдела охраны окружающей среды ОАО "ГМЗ" Журавлевой Е.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 25 апреля 2019 года и решение судьи Лермонтовского районного суда Ставропольского края от 02 июля 2019 года подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Журавлевой Е.С. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 25 апреля 2019 года и решение судьи Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 02 июля 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица - начальника отдела охраны окружающей среды ОАО "Гидрометаллургический завод" Журавлевой... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу удовлетворить.
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.