Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО7
судей ФИО7, ФИО7
при секретаре судебного заседания ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Администрации городского округа " "адрес"" о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании поставить в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
по апелляционной жалобе ФИО7 на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО7, изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО7 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа " "адрес"" о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании поставить в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Свои требования обосновала тем, что она с "дата". осталась без попечения родителей. Из справки, выданной "дата" ГКУ РД "Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних" усматривается, что она находилась в социальном приюте детей и подростков г. Махачкалы в период с "дата" В период с "дата"г. по "дата"г. находилась в детском "адрес", что подтверждается справкой из детского дома от "дата" Когда она родилась, мать не была в зарегистрированном браке. Сведений об отце у нее нет, никогда его не видела и не знает. Ее мать ФИО7 решением Каспийского городского суда от "дата" лишена родительских прав, ее судьбой никогда не интересовалась и никакой помощи в воспитании и содержании не оказывает. С "дата" по "дата". находилась в местах лишения свободы, что подтверждается соответствующей справкой. В ее собственности нет жилья, в связи с чем вынуждена скитаться по квартирам. Узнав о своих правах на улучшение жилищных условий, в досудебном порядке обратилась с заявлением в адрес главы администрации "адрес" с просьбой принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Администрация ГО " "адрес"" отказала ей в принятии на учет для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылаясь на то, что ей уже исполнилось 23 года. О своих правах на улучшение жилищных условий, а также необходимости встать на учёт до достижения 23 лет, не знала, никто ей об этом не говорил.
Решением Каспийского городского суда от "дата"г. в удовлетворении исковых требований ФИО7 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО7 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворить её требования в полном объёме, указывая, что при вынесении решения не было учтено, что она в период с 2003 года по 2007 год осталась без попечения родителей, является функционально неграмотной, в силу чего не знала о своих правах на улучшение жилищных условий. В приюте ей также никто не говорил о необходимости встать на жилищный учёт.
Выражает несогласие с тем, что суд не учел тот факт, что решением Каспийского городского суда от "дата" её мать была лишена родительских прав, её судьбой никогда не интересовалась и никакой помощи в воспитании и содержании не оказывает, а с "дата". она находилась в местах лишения свободы.
Указывает, что вынося решение, суд не применил закон, подлежащий применению, а именно ст. 205 ГК РФ, согласно которой в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите, а также ст. 197 ГПК РФ.
Полагает, что причина пропуска срока является уважительной, однако суд признал её неуважительной. В её собственности никогда не было и нет своего жилья, во время нахождения в приюте, ни после выхода не была обеспечена жильём.
Считает, что в её случае органы местного самоуправления занимаются не решением вопросов социальной поддержки, а напротив, препятствуют в реализации её прав, на что судом не обращено внимание.
Представители Администрации городского округа " "адрес"", органа опеки и попечительства Администрации городского округа " "адрес"" в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, дате и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО7, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения по следующим основаниям.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Действовавшие в редакции до 1 января 2013г. пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривали право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможно при условии письменного обращения таких лиц до достижения ими возраста 23 лет в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пункт 9 статьи 8 названного Федерального закона предусматривает, что на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу статьи 1 Закона РД N 57 от 04.12.2008 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего республиканского закона, установлен Постановлением Правительства Республики Дагестан от 02.06.2009 N 161 "Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан".
В соответствии с пунктом 8 этого Порядка за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством дети-сироты и лица из их числа приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи.
Судом установлено, что истец ФИО7 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно справке, выданной "дата" ГКУ РД "Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних", ФИО7 находилась в социальном приюте для детей и подростков г. Махачкалы в период с "дата". по "дата", куда поступила по направлению Центра помощи семье и детям "адрес" как оставшаяся без попечения родителей.
Из решения Каспийского городского суда от "дата"г. следует, что мать истицы ФИО7 лишена родительских прав.
Согласно справке из детского дома от "дата" в период с "дата"г. по "дата"г. ФИО7 находилась в детском "адрес".
Из ответа Администрации городского округа " "адрес"" за N от "дата". следует, что ФИО7 не может быть принята в список очередности, так как на учет принимаются дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, с 14 до 23 лет, а ФИО7 уже исполнилось 26 лет.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной о том, что вышеприведенные нормы как действующего, так и ранее применявшегося законодательства, предусматривают заявительный характер обеспечения жильем, следовательно, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Суд первой инстанции при вынесении решения обоснованно указал, что по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено, что в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений, ФИО7 обратилась впервые с письменным заявлением только в мае 2018 года (в возрасте более 26лет), ранее с таким заявлением не обращалась, не была признана нуждающейся в предоставлении жилой площади и не была поставлена на соответствующий учет, соответственно, истец на момент обращения с заявлением статусом детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не обладал, поскольку достиг 23-летнего возраста
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО7 суд первой инстанции правильно указал, что оснований для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО7, достигшей возраста более 23 лет, отсутствовали, поскольку на момент обращения в суд указанный статус истцом был утрачен.
Доводы жалобы о том, что суд вынес незаконное решение не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств уважительности и исключительности причин, ранее препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период возраста с 18 до 23 лет, и ему в этом было отказано, суду не представлено и материалы дела их не содержат. Обязанность в предоставлении данных доказательств возложена на истца требованиями статьи 56 ГПК РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что сама по себе правовая (юридическая) неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня достижения совершеннолетия (2009 год), а также исполнения 23 лет (в "дата"), до обращения с иском в суд ( "дата"), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке её на учет нуждающихся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
Судом обоснованно отклонены доводы истца о бездействии, ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства должностных обязанностей, что, по мнению истца, привело к нарушению её жилищных прав, ввиду того, что из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, следует, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений, также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежат на органе опеки и попечительства только до достижения такими детьми совершеннолетия. После достижения совершеннолетия право на приобретение жилья сохраняется, но только в том случае, если это право было реализовано в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления самим лицом, оставшимся без попечения родителей, о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Ввиду изложенного и в соответствии с требованиями гражданского законодательства суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.