Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Ташанова И.Р. и Сатыбалова С.К.
при секретаре судебного заседания Исмаиловой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УФСИН России по Республике Дагестан, о признании незаконным решения Комиссии УФСИН России по Республике Дагестан по апелляционной жалобе представителя ответчика - ФИО8 на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Бейтуллаевой З.А, объяснения истца ФИО2 просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО2 обратился с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по республике Дагестан (далее - УФСИН России по РД) о признании незаконным решения комиссии УФСИН России по Республике Дагестан от "дата".
В обоснование заявленных требований указал, что решением комиссии УФСИН РФ по РД от "дата" (протокол N) ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения, в связи с тем, что он не является пенсионером УИС согласно п. 14 постановления Правительства РФ от "дата" N. Считает данное решение незаконным, так как он до "дата" был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, имеет соответствующий стаж работы. Решение комиссии УФСИН России по РД от "дата" (протокол N) противоречит действующему законодательству.
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" постановлено:
"Исковое заявление ФИО2 к УФСИН РФ по РД, о признании незаконным решения комиссии УФСИН РФ по РД удовлетворить.
Признать незаконным решением комиссии УФСИН РФ по РД от "дата" (протокол N) и противоречащим действующему законодательству".
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО8 (на основании доверенности от "дата") содержится просьба об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов жалобы указано, что "дата" ФИО2. обратился в комиссии УФСИН России по Республике Дагестан с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения. Решением комиссии УФСИН России по Республике Дагестан от "дата" ФИО2 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что ФИО2 уволен из уголовно - исполнительной системы по п. а ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по собственному желанию), не является пенсионером уголовно-исполнительной системы.
Суд, удовлетворяя исковое заявление ФИО2, ссылается на то, что истец состоит на жилищном учете в ФКУ СИЗО-З УФСИН России по Республике Дагестан с "дата" и имеет право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с ч. 7 ст. 4 ФЗ-283 от "дата" "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указано, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 не является пенсионером уголовно-исполнительной системы, а является пенсионером МВД. Из уголовно-исполнительной системы ФИО2 был уволен приказом СИЗО- N от "дата" N-а по собственному желанию, право на пенсию в уголовно-исполнительной системе ФИО2 не приобрел и не реализовал.
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции нарушил нормы материального права, допустил неправильное толкование закона, что является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Республике Дагестан не явился, о причинах своей неявки суд не известил, ходатайство об отложении судебного заседания на другой срок не направил.
В отсутствие возражений со стороны явившегося в судебное заседание истца ФИО2, с учетом сведений об извещении УФСИН России по Республике Дагестан о времени и месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержденных уведомлением о вручении почтового отправления, данными внутрироссийского почтового идентификатора, размещенными на официальном сайте ФГУП "Почта России" pochta.ru, информацией о времени и месте судебного заседания, размещенной на официальном сайте Верховного суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", суд апелляционной инстанции на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя УФСИН России по Республике Дагестан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе ФИО2 в иске по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по делу имеются. При рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущено неправильное толкование норм материального права.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, решением комиссии УФСИН России по Республике Дагестан от "дата" (протокол N) ФИО2 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что заявитель не является пенсионером уголовно-исполнительной системы.
Признавая указанное решение незаконным, суд первой инстанции сослался на то, что ФИО2 состоит на учете для улучшения жилищных условий с "дата", приказом от "дата" N-а уволен по собственному желанию, выслуга лет на момент увольнения составляла в календарном исчислении 13 лет 01 месяц 07 дней, для выплаты единовременного пособия 13 лет 01 месяц 07 дней.
На основании изложенного, судом сделан вывод о наличии у истца права на получение единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилого помещения.
С выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от "дата" N 283-ФЗ), что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от "дата" N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возникает у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при наличии обязательных условий, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от "дата" N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, которое за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
Изложенные обстоятельства не были определены судом первой инстанции в качестве юридически значимых, что привело к неправильному разрешению возникшего между сторонами спора.
Как следует из материалов дела, приказом командира войсковой части N с/ч от "дата" прапорщик ФИО2. исключен из списков личного состава войсковой части и со всех видов довольствия на основании подпункта "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом президента Российской Федерации от "дата" N (л.д. 23).
Приказом N-а от "дата" УФСИН России по Республике Дагестан прапорщик внутренней службы ФИО2 уволен из органов уголовно-исполнительной системы с должности младшего инспектора 1 категории отдела охраны следственного изолятора N УФСИН России по Республике Дагестан по ст. 58 п. "а" - по собственному желанию (л.д. 24).
В период службы в уголовно-исполнительной системе до увольнения истец ФИО2 не был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях приобретения (строительства) жилого помещения. На момент обращения с заявлением о постановке на учет для получения указанной выплаты в территориальную комиссию УФСИН России по Республике Дагестан - "дата" он не являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы.
Кроме того, ФИО2 не являлся пенсионером уголовно-исполнительной системы.
Приведенные выше по делу обстоятельства подтверждены письменными материалами дела и истцом не оспариваются.
Исходя из изложенного, у суда первой инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для признания незаконным оспариваемого истцом решения Комиссии УФСИН России по Республике Дагестан от "дата", отказавшей в постановке ФИО2 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судом допущено неправильное толкование пункта 27 названных выше Правил, согласно которому сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до "дата" федеральным органом исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных этими правилами для сотрудников.
Данная норма является отсылочной. Следовательно, ФИО2 имел бы право на получение единовременной социальной выплаты при условии, что он являлся бы пенсионером уголовно-исполнительной системы (пункт 14 Правил). Как было указано выше, истец таковым не является.
По изложенным основаниям решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об оставлении исковых требований ФИО2 без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
Решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" отменить.
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к УФСИН России по Республике Дагестан о признании решения ФИО1 РФ по Республике Дагестан от "дата" (протокол N) об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, противоречащим действующему законодательству отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.