Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Бейтуллаевой З.А.,
судей Алиевой Э.З. и Ташанова И.Р.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Буйнакского городского суда РД от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в "адрес" о признании незаконным решения N 525056/18/525056/18 от "дата" об отказе в назначении досрочной пенсии с уменьшением пенсионного возраста и назначении части доли страховой пенсии досрочно с уменьшением пенсионного возраста с даты обращения за ее назначением - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, выслушав объяснения ФИО1, просившего решение суда отменить, представителя ГУ ОПФР по РД ФИО5, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению ОПФ России по РД в "адрес" о назначении досрочной пенсии с уменьшением пенсионного возраста. В обоснование исковых требований указал, что в связи с достижением пенсионного возраста, так как принимал участие в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии с уменьшением пенсионного возраста досрочно, приложив соответствующие документы.
Решением УОПФР по РД в "адрес" N 525056/18/525056/18 от "дата" в назначении доли страховой пенсии по старости ему отказано, ссылаясь на то, что он не достиг пенсионного возраста 60 лет.
Статья 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" закрепляет обязанность государства предоставить трудовую пенсию мужчине по старости ранее достижения пенсионного возраста.
В частности, ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года предоставлено право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с применением положений статьи 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением возраста выхода на пенсию в зависимости от года участия в работах по ликвидации последствий Чернобыльской АЭС (с уменьшением общего возраста на пенсию 10 лет и наличии трудового стажа не менее 5 лет). Правом на досрочное назначение пенсии имеют граждане Российской Федерации, оказавшиеся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС "дата", либо принимавшие участие в ликвидации последствий этой катастрофы лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на "дата".
На основании изложенного просил признать незаконным вышеуказанное решение об отказе в назначении досрочной пенсии с уменьшением пенсионного возраста и возложить обязанность назначить часть доли страховой пенсии досрочно с уменьшением пенсионного возраста с даты обращения за ее назначением.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда. Суд ошибочно посчитал, что он получает пенсию по выслуге лет и одновременно претендует на трудовую (страховую) пенсию по старости. Ему полагается пенсия по выслуге лет и страховая часть трудовой пенсии по старости - как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, а не сама трудовая (страховая) пенсия по старости.
В возражении на апелляционную жалобу представитель ГУ ОПФР по РД ФИО5 просит решение суда оставить без изменения
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Из материалов дела следует, что ФИО1, "дата" года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от "дата" N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от "дата" N 4468-1). Пенсия за выслугу лет назначена истцу с "дата" пожизненно.
С 26 июня по "дата", будучи слушателем Минской высшей школы МВД СССР, он принимал участие в ликвидации последствий аварии в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС в Хойникском и "адрес"х "адрес", находясь в составе сводного отряда школы. "дата" истцу выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
ФИО1 обратился в УОПФ России по Республике Дагестан в "адрес" с заявлением о назначении ему страховой пенсии с уменьшением пенсионного возраста досрочно, как ликвидатору последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением УОПФР по РД в "адрес" N 525056/18/525056/18 от "дата" ему отказано в назначении доли страховой пенсии по старости в связи с тем, что он не достиг пенсионного возраста 60 лет по статье 8 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 7 Закона РФ от "дата" N 4468-1 и пункта 6 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон от "дата" N 166-ФЗ) право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "дата" N 4468-1, и части страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ, имеют лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от "дата" N 4468-1, при достижении ими 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно).
В силу статьи 30 Закона Российской Федерации от "дата" N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от "дата" N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от "дата" N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
При этом назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) не предусмотрено.
Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от "дата" N 4468-1, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с положениями статьи 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" не являются идентичными.
Статья 28.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Федеральным законом "О страховых пенсиях", как и ранее действовавшим Федеральным законом от "дата" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного положениями статьи Федерального закона "О страховых пенсиях" (статья 57 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") - для мужчин 60 лет, из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, не установлена.
Граждане из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", назначаемая пенсия по которому к страховым не относится, либо на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями Федерального закона "О страховых пенсиях", на условиях, определяемых данным Федеральным законом, либо на назначение государственной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при этом такие граждане, по их выбору, имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию - 60 лет, которых истец ко дню обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением не достиг, приведенными выше нормами права не предусмотрено.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1
Доводы жалобы истца о его праве на назначение страховой части трудовой пенсии по старости досрочно со снижением общеустановленного пенсионного возраста нельзя принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Буйнакского городского суда РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.