Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Бейтуллаевой З.А.,
судей Алиевой Э.З. и Гаджиева Б.Г.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконными действий комиссии МВД по РД по признанию удостоверения "Ветеран боевых действий" недействительным - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО12, выслушав объяснения ФИО1 и его представителя ФИО11, просивших решение суда отменить, представителя МВД по РД ФИО5, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
ФИО1 A.M. обратился в суд с иском к МВД по РД о признании незаконными действий комиссии МВД по РД по признанию удостоверения "Ветеран боевых действий" недействительным. В обоснование иска указал, что с февраля 2019г. ему прекращена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), как ветерану боевых действий. Основанием прекращения выплаты явилось решение, принятое по итогу заседания комиссии МВД по РД от "дата", согласно которому выданное ему удостоверение участника боевых действий РМ N, признано недействительным ввиду отсутствия достоверных сведений о его нахождении в служебной командировке в 1995г. в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике. Такое решение комиссия МВД по РД вынесла на основании заключения служебной проверки МВД по РД от 21.07.2014г.
Согласно рапорту истца комиссией МВД по РД он был признан участником боевых действий с вручением удостоверения РМ N "Ветеран боевых действий". В 1995г. сотрудники ОБ ДПС УВД г. Махачкала были направлены в служебную командировку в распоряжение оперативного штаба МВД РД в "адрес" в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике для участия в контртеррористической операции: ФИО6 (старший группы), ФИО14, ФИО7, ФИО15, ФИО8 и др. которые были вместе с ним в служебной командировке, признаны участниками боевых действий. Удостоверения "Ветеран боевых действий" этих лиц признаны действительными, в то время как его признано недействительным. Кроме того, из ответа МВД по РД от 08.04.2019г. следует, что 21.07.2014г. была проведена служебная проверка по данному факту. О проведении данной служебной проверки он не был поставлен в известность, результаты ее не были реализованы спустя более трех лет, что повлекло истечение срока давности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда. Указывает, что решение вынесено без учетных дел сотрудников ОБ ДПС УВД по г.Махачкала, командированных совместно с ним Чеченскую Республику, без представления книги приказов МВД РД за период с 25.07.1995г. по 10.10.1995г, книги регистрации входящих приказов, директив, телеграмм в МВД РД за этот же период. Суд не дал оценку заключению по результатам служебной проверки МВД по РД от 21.07.2014г, которая не было реализована в течение 4,5 лет.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от "дата" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением N к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со "дата"г. -руководителем жонтртеррористической операции (подп. "в" п. 4 Постановления).
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений "Ветеран боевых действий" в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от "дата" N, к подтверждающим относятся для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.
Из указанных нормативных актов следует, что выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, Поэтому выдача такого удостоверения должна производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях. При этом само по себе нахождение в период командировки в районе контртеррористических операций не означает фактического участия в боевых действиях. В связи с этим фактическое участие должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 в 2006г. на основании приказа УВД г.Махачкалы от 02.08.1995г. N "Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г.Махачкала в распоряжение ГУОШ МВД РД "адрес"" было выдано удостоверение ветерана боевых действий РМ N.
Решением комиссии N МВД по РД по рассмотрению обращений сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных из органов внутренних дел и внутренних войск МВД России о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от "дата" удостоверение "Ветеран боевых действий", выданное ФИО1 A.M. признано недействительным, в связи с отсутствием достоверных сведений о нахождении его в служебной командировке в 1995 году в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике.
Данное решение принято на основании заключения служебной проверки, утвержденной Министром внутренних дел по Республике Дагестан Магомедовым A.M. "дата".
В ходе проведенной служебной проверки установлено, что в архивном деле N т.2 "Приказы начальника УВД по г.Махачкала, изданные в период с 14.07.95г. по 30.12.1995г. имеется совместный приказ Прокураторы г.Махачкалы и начальника УВД по г.Махачкала от "дата" N "О создании следственно-оперативной группы для раскрытия нападения на депутата Государственной Думы РФ ФИО9", иных приказов с номером 206 не имеется.
Для установления или исключения факта направления сотрудников, указанных в приложении к приказу начальника УВД по г.Махачкала от 02.08.1995г. N в состав ГУОШ МВД России в ЧР, были направлены запросы в УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ "ФКУ ГИАЦ МВД России". Из писем УФСБ России по ЧР и ЦР ЖПРиАИ "ФКУ ГИАЦ МВД России" следует, что сведения о нахождении в служебной командировке в распоряжении ГУОШ МВД России в ЧР ФИО1 A.M. не имеются.
В рамках служебной проверки были изучены личные дела, архивные приказы УВД по г.Махачкала за 1994, 1995, 1996 года. Изучением архивного личного дела ФИО1 A.M. установлено, что в нем отсутствуют какие- либо сведения о пребывании в 1995 году в служебной командировке в зоне чрезвычайного положения.
Судом установлено, что приказ начальника УВД г.Махачкалы от 02.08.1995г. N "Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г.Махачкала в распоряжение ГУОШ МВД РД "адрес"" никогда не издавался, решение о направлении истца в служебную командировку в распоряжение оперативного штаба МВД РД в "адрес" в составе ГУОШ МВД России в Чеченской Республике для участия в контртеррористической операции не принималось.
Постановлением дознавателя ОП "адрес" УМВД России по г.Махачкала капитана полиции ФИО10 от "дата" отказано в возбуждении уголовного дела по основаниям п.3 части 1 статьи 24 УК РФ.
Вместе с тем установлено, что приказ начальника УВД г.Махачкалы от 02.08.1995г. N "Об откомандировании личного состава ОБ ДПС при УВД по г.Махачкала в распоряжение ОШ МВД РД "адрес"" в УВД по г.Махачкале не издавался. Представленная копия в 2006 году в УК МВД по РД данного приказа является фиктивной.
Сам по себе факт нахождения в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, без участия в боевых действиях, не может являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Однако непосредственно факт участия истца в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции, не подтвержден надлежащими доказательствами.
В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу, что ФИО1 не может быть признан ветераном боевых действий, а действия ответчика по признанию недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий являются правомерными.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.