Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Омарова Д.М., Хаваева А.Г., при секретаре ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России N по Республике Дагестан (далее МРИ ФНС России N по РД) к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 6500, 93 рублей, пеня 57 рублей 26 копеек и недоимки по земельному налогу с физических лиц в размере 6522, 08 рублей и пеня в 45 рублей 22 копейки, по апелляционной жалобе административного истца МРИ ФНС России N по РД в лице начальника ФИО6 на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от "дата", которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К, судебная коллегия
установила:
МРИ ФНС России N по РД обратилась в суд с приведенным выше административным иском, мотивируя требования тем, что ФИО1 является плательщиком транспортного и земельного налогов. Административному ответчику на праве собственности принадлежат транспортные средства: автомобили - марки ВАЗ 21120 г/н N, ВАЗ 21063 г/н N, ВАЗ 21053 г/н N, ВАЗ 217030 г/н N, ЛАДА 217030 г/н N, ВАЗ 217050 г/н N, ВАЗ 2121 г/н N. Также на ФИО7 зарегистрированы земельные участки по адресу: "адрес", мкр Кемпинг, линия 15,17, мкр Кемпинг, 985 и по "адрес". Налоговым органом в установленном порядке ответчику были направлены налоговое уведомление и требование об уплате налогов. Однако, до настоящего времени данное требование административным ответчиком не исполнено.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от "дата" в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административным истцом ставится вопрос об отмене судебного решения, с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований, указывая о незаконности и необоснованности судебного акта.
Административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца МРИ ФНС России N по РД и административного ответчика ФИО7, извещенных о месте, дате и времени судебного заседания (ст.ст. 150, 307 КАС РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно статье 308 КАС РФ, приходит к следующему.
Как следует из административного иска, административный ответчик ФИО7 является плательщиком указанных налогов и в нарушение ст. 45 НК РФ им не исполнена установленная законом обязанность по их уплате.
Согласно положениям ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).
В соответствии со статьей13 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, регулируется нормами главы 28 НК РФ. Согласно статье356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пунктом 6 ст. 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции обратиться в суд с административным иском о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Налоговым органом в адрес ответчика были направлены налоговое уведомление об уплате задолженности по транспортному налогу и в связи с неуплатой налога, требования об уплате недоимки по налогу и пени за просрочку их уплаты, с предложением ответчику их уплаты. Посчитав, что в добровольном порядке ответчиком требование налогового органа не было исполнено, налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании задолженности по налогам и пени.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, проверив представленные административным ответчиком в подтверждение уплаты им причитающихся налоговых платежей соответствующие платежные документы, пришел к обоснованному выводу о погашении административным ответчиком налоговой задолженности. На момент рассмотрения дела задолженность по указанным налогам за административным ответчиком не числится.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апеллянта о необходимости отмены решения суда, так как доводы об этом не соответствуют обстоятельствам дела, представленным доказательствам, и, по мнению судебной коллегии, основаны на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем судебная коллегия не находит правовых оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника МРИ ФНС России N по РД ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.