Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Макоева А.А.
судей Тхагалегова З.Т. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Геттуеве А.А.
с участием: Дабагова Х.Х. и его представителя ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Дабагова Хамида Хамишевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Дабагова Хамида Хамишевича на решение Нальчикского городского суда КБР от 17 мая 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Дабагов Х.Х. обратился в суд с уточненным иском к ГУ-ОПФР по КБР об обязании ответчика включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Дабагова Хамида Химишевича:
с 05.02.1993г. по 15.12.1999г. в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N6 Управления государственной противопожарной службы (УГПС) Министерства внутренних дел Кабардино- Балкарской Республики;
с 01.01.2000г. по 31.03.2000г. и с 01.01.2001г. по 31.01.2001г. в качестве водителя 1 класса в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. и с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. в должности водителя (пожарного автомобиля) пожарной части N11 Государственной противопожарной службы Кабардино-Балкарской Республики.
Обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения Дабаговым Хамидом Хамишевичем военной службы в рядах Советской Армии с 10.12.1984г. по 16.12.1986г.
Установить наличие у Дабагова Х.Х. на 16.01.2017г. (дата обращения в пенсионный фонд) страхового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в размере 23 лет 11 месяцев и 12 дней и назначить Дабагову Х.Х. пенсию по старости в соответствии со п. 18 ч.1 cm. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента возникновения права, то есть с 03.02.2018г.
Требования были мотивированы тем, что он обратился в ГУ-ОПФ России по КБР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1. cт. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Однако решением от 13.06.2017г. N 135 ГУ - ОПФ России по КБР отказало ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, на том основании, что им не выработан страховой стаж, требуемый для назначения пенсии.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Дабагов Х.Х. обратился в суд с иском к ГУ-ОПФ России по КБР, с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что ответчиком из подсчета страхового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, были исключены следующие периоды работы:
с 05.02.1993г. по 15.12.1999г.; с 01.01.2000г. по 31.03.2000г.; с 01.01.2001г. по 31.01.2001г. (периоды работы в Государственной противопожарной службе в качестве водителя), так как согласно Списку должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии, предусмотрены должности - "водители (шофера) пожарных автомобилей", а согласно данным его трудовой книжки профессия его поименована как "водитель";
01.04.2005г. по 31,12.2007г.; с 01.01,2008г. по 31.12.2008г. (период работы в Государственной противопожарной службе КБР в качестве водителя 2 кл.), из- за переподчиненности противопожарной службы органу власти, а так же из-за отсутствия сведений на лицевых счетах истца по заработной плате, подтверждающих факт работы.
Страховой стаж истца на соответствующих видах работ был исчислен ответчиком продолжительностью 28 лет, 6 месяцев и 16 дней, а специальный стаж - продолжительностью 8 лет, 0 месяцев и 1 день.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 17 мая 2019 года постановлено: удовлетворить исковые требования Дабагова Хамида Хамишевича частично.
Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике включить в страховой стаж Дабагова Хамида Хамишевича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Дабагова Хамида Химишевича:
с 26.03.1994г. по 15.12.1999г. в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части N6 Управления государственной противопожарной службы (УГПС) Министерства внутренних дел Кабардино- Балкарской Республики, отказав в остальной части;
с 01.01.2000г. по 31.03.2000г. и с 01.01.2001г. по 31.01.2001г. в качестве водителя 1 класса в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения Дабаговым Хамидом Хамишевичем военной службы в рядах Советской Армии с 10.12.1984г. по 16.12.1986г.
Отказать в возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике обязанности включить в страховой стаж Дабагова Хамида Хамишевича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Дабагова Хамида Химишевича:
с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. и с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. в должности водителя (пожарного автомобиля) пожарной части N11 Государственной противопожарной службы Кабардино-Балкарской Республики.
Отказать в установлении наличия у Дабагова Хамида Хамишевича на 16.01.2017г. (дата обращения в пенсионный фонд) страхового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в размере 23 лет 11 месяцев и 12 дней и назначении Дабагову Хамиду Хамишевичу пенсии по старости в соответствии со п. 18 ч.1 cm. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с момента возникновения права, т.е. с 03.02.2018г.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, Дабагов Х.Х. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить в части, приняв по делу новое решение об удовлетворении требований истца в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывается, что все автомобили, состоящие на вооружении в Государственной противопожарной службе, являются пожарными автомобилями, соответственно все водители противопожарной службы являются водителями пожарных автомобилей, так как все они привлекаются для тушения пожаров и проведения иных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Соответственно, должность истца - водитель включена в Список должностей работников государственной противопожарной службы МЧС РФ, пользующихся правом на досрочное назначение страховой пенсии.
Вывод суда о том, что период работы истца с 01.04.2005 г. по 31.12.2007 г.; с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. не может быть включен в специальный льготный стаж по причине работы истца в противопожарной службе субъекта РФ, так же необоснован.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации (статья 5).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002г. N 437, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных названным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ от 09.11.2001г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии Федеральным законом от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ с существенными отличиями в их деятельности, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в его Определении от 05.02.2009г. N 552-0-0, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.
Указом Президента РФ от 09.11.2001г. N1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" в состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ были переданы все входящие в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ по состоянию на 01.10.2001г. центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Прежней редакцией статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" было предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входит в состав МЧС РФ. Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ.
В оспариваемый период (01.04.2005 г. по 31.12.2007 г.; с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.) пожарная часть, в которой Дабагов Х.Х. осуществлял свою трудовую деятельность, имела статус федерального государственного учреждения и находилась в подчинении МЧС России, то есть входила в состав Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Должность "водитель", которую истец занимал в указанный период, предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х, изучив представленные материалы и доводы жалобы, выслушав поддержавших жалобу Дабагова Х.Х. и его представителя ФИО7, Судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части удовлетворенных требований сторонами по делу не обжалуется.
Из содержания апелляционной жалобы Дабагова Х.Х. следует, что он не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Дабагова Х.Х. с 01.04.2005г. по 31.12.2007г. и с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. в должности водителя (пожарного автомобиля) пожарной части N11 Государственной противопожарной службы Кабардино-Балкарской Республики.
Сторонами по делу не оспариваются выводы суда первой инстанции о том, что в силу действующих в настоящее время положений действующего законодательства, право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие в должностях государственной федеральной противопожарной службы.
Однако, на основании ч. 3 cт. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Как правильно отмечается в обжалуемом решении, право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Отдел пожарной охраны (О ПО) МВД КБАССР переименован 13.09.1991 года в противопожарную аварийно-спасательную службу (ПАСС) МВД КБР приказом МВД КБР от 13.06.1991 года N 25-Ш.
ПАСС МВД КБР переименован 26.03.1994 года в Управление государственной противопожарной службы (УГПС) МВД КБР приказом МВД КБР от 26.03.1994 годаN 201.
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 года N 1309 с 01.01.2002 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства КБР от 18.11.2003 года N 324-ПП, УГПС МВД КБР, как УГПС МЧС РФ по КБР, введен в штаты Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Со ссылками на положения действовавшего в разное время законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть в федеральных органах власти.
По мнению автора жалобы, поскольку прежней редакцией статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" было предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входит в состав МЧС РФ, в оспариваемый период (01.04.2005 г. по 31.12.2007 г.; с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.) пожарная часть, в которой Дабагов Х.Х. осуществлял свою трудовую деятельность, имела статус федерального государственного учреждения и находилась в подчинении МЧС России, то есть входила в состав Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Однако эти доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку последняя действующая редакция статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" о том, что в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, изложена в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, то есть до начала оспариваемого периода (с 01.04.2005 г. по 31.12.2007 г.; с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.).
С учетом предмета и основания рассматриваемого иска, иных значимых по делу обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Они фактически выражают лишь несогласие с решением суда, однако, по существу не опровергают вышеприведенные выводы.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 17 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дабагова Хамида Хамишевича - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Макоев
судьи З.Т. Тхагалегов
Р.Х. Шомахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.