Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего: Канунникова М.А.
судей: Савкуева З.У, Хацаевой С.М.
при секретаре: Жантуеве К.Р.
с участием: административного ответчика Канаметова С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании, по докладу судьи Канунникова М.А, административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N2 по КБР к Канаметову Султану Анатольевичу о взыскании недоимки и пеней по налогам,
по апелляционной жалобе Канаметова Султана Анатольевича на решение Баксанского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛА:
24 января 2019 года Межрайонная инспекция ФНС России N2 по КБР обратилась в суд с административным иском к Канаметову С.А, в котором просила взыскать задолженность по налогам в общем размере 154686,03 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 133 237 рублей, пени по нему - 476,32 рублей, земельный налог с физических лиц в размере 20 898 рублей и пени по нему - 74,71 рубля.
В обоснование требования указано, что Канаметов С.А. является собственником недвижимого имущества и соответственно плательщиком налога, имеет неисполненную обязанность по уплате налогов и пени в сумме 154686,03 руб, в связи с чем, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по налогам с Канаметова С.А. к мировому судье судебного участка N4 Баксанского судебного района КБР, который своим определением от 16.08.2018 г. отменил судебный приказ от 07.08.2018 г, разъяснив, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке административного судопроизводства.
ДД.ММ.ГГГГ должнику было направлено требование N об уплате налога, однако до настоящего времени обязанности по уплате налогов в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены, в связи с чем Межрайонная инспекция ФНС России N2 по КБР обратилась в суд с указанным выше иском.
Решением Баксанского районного суда КБР от 19 марта 2019 года исковые требования административного истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с упомянутым решением, Канаметов С.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, отказе в удовлетворении заявленных требований, возложении на административного истца обязанности произвести перерасчет налога на недвижимое имущество, расположенное в "адрес" КБР исходя из его инвентаризационной стоимости.
В жалобе ссылается на то, что инвентаризационная стоимость объекта недвижимости расположенного в "адрес" КБР составляет 439469 рублей, тогда как в налоговом уведомлении указана сумма 12439469 рублей, что свидетельствует о допущенной технической ошибке. Также указывает, что не был уведомлен о времени и месте судебного заседания.
Заслушав объяснения лиц, принимавших участие в суде апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Жилое помещение (квартира, комната), а также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, являются объектом налогообложения на основании пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 401 НК РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Канаметов С.А. является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. В нарушение ст. 45 НК РФ им не исполнена установленная законом обязанность по уплате соответствующих налогов.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным иском о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате задолженности по указанным налогам и в связи с неуплатой налогов, налоговый орган направил в адрес ответчика требование N от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по земельному налогу, налогу на имущество и пени за просрочку их уплаты со сроком исполнения до 7 февраля 2018 года. Однако в добровольном порядке административным ответчиком требование налогового органа не было исполнено. Данное обстоятельство послужило основанием административному истцу для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени.
Мировым судьей судебного участка N4 Баксанского судебного района КБР был вынесен судебный приказ от 7 августа 2018 года, который по заявлению ответчика определением указанного мирового судьи от 16 августа 2018 г. отменен.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление поступило в суд 24 января 2019 года, то есть предусмотренный положениями абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании с физического лица задолженности по налогу и пени, не истек.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно установил, что налоговый орган обратился в суд в пределах установленного законом срока.
Доводы административного ответчика Канаметов С.А. сводящиеся к несогласию с исчисленной суммой налогов в связи с неверным определением налогооблагаемой базы, так как налоговым органом применена неверная инвентаризационная стоимость объекта налогообложения, Судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку административным ответчиком достоверных и допустимых доказательств иной инвентаризационной стоимости не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит, что апелляционная жалоба не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баксанского районного суда КБР от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Канаметова Султана Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий: Канунников М.А.
Судьи: Савкуев З.У.
Хацаева С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.