Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 июня 2019 года гражданское дело N 2-189/2019 по апелляционной жалобе Комиссарова Р.А. на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 января 2019 года по иску Комиссарова Р.А. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, выслушав представителя ответчика - Сухарникову А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комиссаров Р.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил признать незаконным решение ответчика от 05.09.2018 N 69/7681 об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий серии N.., выданного 28.10.2005 ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, взыскать с ответчика государственную пошлину за подачу иска в суд в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 28.10.2005 ГУВД по Санкт-Петербургу ему было выдано удостоверение "Ветеран боевых действий" серии N.., с этого времени истец пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Федеральным законом "О ветеранах". Удостоверение ветерана боевых действий было выдано бессрочно, на протяжении длительного периода ответчик не оспаривал наличие у него статуса ветерана боевых действий. Оспариваемым решением от 05.09.2018 принято решение, что истцу было неправомерно выдано удостоверение ветерана боевых действий, в связи с чем, оно было аннулировано, ежемесячная денежная выплата была истцу прекращена. Вместе с тем, истец полагал указанное решение незаконным, поскольку имел право на получение удостоверения ветерана боевых действий, в период прохождения службы в органах внутренних дел принимал участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта, право на получение удостоверения также подтверждается вступившими в законную силу решениями Владикавказского гарнизонного военного суда от 19.06.2001 и от 12.04.2002.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15.01.2019 исковые требования Комисарова Р.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Комиссаров Р.А. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Истец Комиссаров Р.А. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посредством получения телефонограммы, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика - Сухарникову А.В, возражавшую относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции,
28.10.2005 Комиссарову Р.А. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии N...
02.08.2018 на заседании рабочей группы ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий указанное удостоверение признано неправомерно выданным, аннулированным и подлежащим снятию с учета.
Основанием для принятия указанного решения послужило то, что подтверждающие сведения о фактическом участии Комиссарова Р.А. в боевых действиях или контртеррористических операциях на территориях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, отсутствуют, а сам по себе факт выполнения Комиссаровым Р.А. служебных обязанностей по занимаемой им должности в Республике Северная Осетия без доказательств его непосредственного участия в боевых действиях или контртеррористических операциях не может служить основанием для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий".
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", Приказа МВД России от 07.05.2004 N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России", Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Комиссаровым Р.А. исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что он в спорные периоды непосредственно принимал участие в боевых действиях, в связи с чем у него не имелось права на получение звания ветерана боевых действий и выдачу соответствующего удостоверения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации содержится в Приложении к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в Разделе III которого указано, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе "О ветеранах" установилправовые гарантии социальной защиты в том числе ветеранов боевых действий и определилкруг лиц, относящихся к данной категории. В соответствии со статьей 3 данного Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся (помимо иных граждан) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации в периоды, указанные в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к названному Федеральному закону).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленный федеральным законодателем в Федеральном законе "О ветеранах" порядок отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основан на учете объективных обстоятельств, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан (Постановление от 15.11.2011 N 24-П; Определения от 16.11.2006 N 506-О, от 29.05.2007 N 356-О-О и др.).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" установлено, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи:
по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
Как указано в п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Приказом МВД России от 07.05.2004 N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" утверждена прилагаемая Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, согласно пункту 3 которой, к подтверждающим документам относятся:
- для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научных организаций системы МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России;
- для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 01.08.1999, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Вышеуказанной Инструкцией также предусмотрено, что обязательным условием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является наличие подтверждающих документов, к числу которых для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, относятся выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
С учетом положений вышеуказанных правовых норм, суд первой инстанции правомерно указал, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для разрешения исковых требований Комиссарова Р.А. о признании незаконным решения ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, является установление судом обстоятельств наличия у Комиссарова Р.А. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Комиссарову Р.А. этого удостоверения, в частности того, имелись ли соответствующие материалы, являющиеся основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Комиссарову Р.А. удостоверения ветерана боевых действий.
Вместе с тем, такие обстоятельства судом в ходе рассмотрения дела установлены не были, и доказательства наличия указанных обстоятельств истцом суду не представлены.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно выписке из приказа начальника Северо-Кавказского военного Краснознаменного института внутренних войск МВД России от 13.09.2001 N 300, Комиссаров Р.А. фактически выполнял служебно-боевые задачи по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октября-ноября 1992 года с 1995 по 1998 годы.
Решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 19.06.2001, признано, что Комиссаров Р.А. привлекался к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта после отмены чрезвычайного положения с 01.02.1995 по 30.09.1998, в связи с чем, указанным решением признано его право на перерасчет выслуги лет и оклада за выполнение задач в зоне вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе (Республике Северная Осетия - Алания, Республике Ингушетия).
Решением Владикавказского гарнизонного военного суда от 12.04.2002 установлено право Комиссарова Р.А. на получение дополнительных гарантий и компенсаций за период выполнения обязанностей военной службы в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Северная Осетия - Алания с 01.10.1998 по 13.01.2002, на перерасчет выслуги лет и оклада с учетом данных обстоятельств.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанные решения не подтверждают юридически значимые обстоятельства, необходимые для установления по настоящему делу, и не освобождают истца от необходимости доказывания указанных обстоятельств.
Между тем факт участия в боевых действиях может быть установлен судом при наличии в материалах дела совокупности доказательств, основными из которых являются документы, подтверждающие непосредственное участие заявителя в боевых действиях. Отсутствие таких доказательств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 N 896, к выполнению задач при вооруженных конфликтах относится выполнение задач военнослужащими и органами внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 года, а также к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта выполнение задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
При этом, истцом выполнялись задачи на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в периоды, не подпадающие под действие указанного Постановления, а потому они не свидетельствуют о юридически значимых обстоятельствах по делу.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре- ноябре 1992 года отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Таким образом, выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 года признается выполнением задач при вооруженных конфликтах в более ранний период, чем имела место служба Комиссарова Р.А.
Подтверждающие сведения о фактическом участии Комиссарова Р.А. в боевых действиях или контртеррористических операциях на территориях, предусмотренных нормативно-правовыми актами, отсутствуют, а сам по себе факт выполнения Комиссаровым Р.А. служебных обязанностей по занимаемой им должности в Республике Северная Осетия без доказательств его непосредственного участия в боевых действиях или контртеррористических операциях не может служить основанием для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий".
Вопреки доводам апелляционной жалобы нормы права, применимые к спорным правоотношениям были правомерно применены судом первой инстанции, а указанные доводы жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий" Комиссарову Р.А. в 2005 году не имелось, вследствие чего оно правомерно было аннулировано ответчиком.
В соответствии с ч.2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В данном случае, судом первой инстанции правомерно был определен объем необходимых доказательств в рамках настоящего дела, правильно распределено бремя доказывания между сторонами, оценка представленных доказательств соответствует требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом соблюдены. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.
При этом, само по себе несогласие подателя жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 января 2019 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссарова Р.А, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.