Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 апреля 2019 года гражданское дело N 2-3063/2018 по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2018 года по иску Злобина Алексея Валерьевича к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А, выслушав истца Злобина А.В, представителя ответчика ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Моргун М.А, представителя третьего лица - Митькова Е.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Злобин А.В. обратился в суд с настоящим иском, в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований просил взыскать с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области компенсацию за наем жилого помещения за период с февраля 2017 года по сентябрь 2018 года в размере 300 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является подполковником запаса войск национальной гвардии, в январе 2017 года уволен с военной службы с правом получения пенсии за выслугу лет и исключен из списков личного состава войсковой части N... СЗО ВНГ РФ с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге в арендуемой по договору найма жилого помещения квартире. В январе 2018 года истцом в Центр пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было направлено заявление о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения с приложением всех необходимых документов.
14.03.2018 за N 69/2130 от Центра пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступил ответ о том, что правовых оснований для выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы в Росгвардии, у МВД России не имеется, поскольку на МВД России возложена только функция пенсионного обеспечения военнослужащих Росгвардии.
Злобин А.В. со ссылкой на п. 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 полагал, что отказ в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения незаконен, указывал, что на пенсионном учете с 01.02.2017 состоит в Центре пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением для постоянного проживания согласно нормам действующего законодательства и ему не выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения. Кроме того, у истца на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок, расходы за найм жилья он несет из собственных средств, которые составляют значительную часть его дохода. Полагая свои права на получение ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилья нарушенными, Злобин А.В. обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела, судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Главное управление Росгвардии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24.10.2018 исковые требования Злобина А.В. удовлетворены частично; с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу истца взыскана компенсация за наем жилого помещения в размере 300 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 200 руб.; в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что правовые основания для взыскания с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области компенсации за наем жилого помещения отсутствуют.
Со стороны истца Злобина В.А. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, по доводам которого истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика Министерства Финансов Российской Федерации на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем получения судебного извещения посредством факсимильной связи, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 года "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, Злобин А.В. является подполковником запаса войск национальной гвардии, в соответствии с приказом командующего Северо-Западным округом войск национальной гвардии РФ от 24.12.2016 N 104 по личному составу досрочно уволен 31.01.2017 с военной службы в запас в соответствии с п.п. "б" пункта 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службы" (по состоянию здоровья - в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе). Согласно приказа командира воинской части N N... от 31.01.2017 N 18 с/ч Злобин А.В. исключен из списков личного состава воинской части N... и со всех видов довольствия.
С 01.02.2017 Злобину А.В. назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", он состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что подтверждается удостоверением N 28/107381, выданным ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В период прохождения службы в войсковой части N... Северо-Западного округа войск национальной гвардии РФ Злобин А.В. с 05.04.2016 состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания с составом семьи 3 человека (он, супруга - З, дочь Д, "дата" г.р.) с 16.06.2015 по 31.01.2017 жилым
помещением для постоянного проживания, служебным жилым помещением, не обеспечивался, государственный жилищный сертификат, единовременную денежную выплату и безвозмездную финансовую помощь на приобретение или строительство жилого помещения не получал, что подтверждается справкой войсковой части N N... от 28.04.2018.
С учета нуждающихся в служебных жилых помещениях Злобин А.В. и члены его семьи сняты с 31.01.2017, что подтверждается справкой-выпиской об исключении из списка очередников на получение служебного жилого помещения.
31.12.2015 между истцом и Е. был заключен договор найма жилого помещения N 2 - квартиры по адресу: "адрес" сроком с 01.01.2016 по 31.12.2018. В соответствии с условиями указанного договора переданное жилое помещение используется для проживания нанимателя, а также З. и Д. Указанная квартира принадлежит Е. на праве собственности, о чем указано в договоре.
В обоснование возмездного характера указанного договора истцом представлены расписки о взаиморасчетах по договору найма за период с января 2017 года по сентябрь 2018 года о передаче истцом денежных средств в размере 15 000 руб. ежемесячно с подписями наймодателя в получении указанных сумм.
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о взыскании с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области компенсации за наем жилого помещения.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации за наем жилого помещения за период с февраля 2017 года по сентябрь 2018 года, суд исходил из того, что истцом по договору найма жилого помещения было уплачено 300 000 руб. (в течение 20 месяцев по 15 000 руб. ежемесячно).
Отказывая в удовлетворении требований, предъявленных к Министерству финансов Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что оно не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку истец состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которое осуществляет выплату пенсии истцу, наряду с которой Злобину А.В. должна производиться выплата компенсации за наем жилого помещения за счет средств, предусмотренных на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определены Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации за наем жилых помещений, осуществляется органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы.
В случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба (п. 2 указанного Постановления).
Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Как указано в 2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в Санкт-Петербурге 15 000 рублей, при этом предусмотрено пятидесятипроцентное увеличение компенсации за наем (поднаем) при условии совместного проживания с военнослужащими трех и более членов семьи.
В соответствии с пп. 3, 10 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации, а численность военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации передана Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 установлено, что до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции.
Согласно пункту "б" ст. 11 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу во внутренних войсках МВД России и в войсках национальной гвардии Российской Федерации осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 09.01.2018 N 7 утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, в соответствии с которой пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы (военной службы) возложено на МВД России.
На основании указанных правовых норм, учитывая, что Злобин А.В. был признан нуждающимся в получении жилой площади, обеспечен жилым помещением не был, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на ежемесячную компенсацию за наем жилого помещения до обеспечения его жилым помещением.
Размер компенсации определен судом правильно, с учетом количества месяцев пользования жилым помещением и размера ежемесячной платы за наем жилого помещения, определенного договором найма и ограниченного предельным размером, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика ГУ МВД по Санкт-Петербурга обязанность выплаты такой компенсации.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации за наем жилых помещений, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, а истец состоит на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, то надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которому выделяются денежные средства на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии РФ.
Судом также правомерно учтено, что в соответствии с пп. 52 п. 14 Положения о Главном управлении МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, утвержденного приказом МВД РФ от 28.07.2017 N 543, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
В случае недостаточности выделенных бюджетных средств ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области может быть затребовано дополнительное финансирование из бюджета. Доказательств, подтверждающих отказ в выделении дополнительного финансирования из бюджета на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не представлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, право истца на получение компенсации за наем жилого помещения предусмотрено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и не может быть нарушено в результате произошедшей реорганизации внутренних войск МВД России и отсутствием в настоящий момент законодательного урегулирования механизма осуществления указанной выплаты.
Согласно п. п. 1, 2 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 09.01.2018 N 7, указанная Инструкция устанавливает порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями.
Виды пенсий, пособий и компенсаций, порядок их назначения и выплаты, перерасчет ранее назначенных пенсий, пособий и компенсаций, исчисление выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соглашениями (договорами) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо Союзом ССР с другими государствами.
Работа по пенсионному обеспечению пенсионеров МВД России включает в себя: своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий; назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 Инструкции).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что на пенсионные органы МВД России возложена только функция пенсионного обеспечения военнослужащих Росгвардии, а произведение компенсационных выплат не предусмотрено действующим законодательством, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, в том числе, положений п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", предусматривающего выплату денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона, и принял решение в пределах заявленных исковых требований.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 октября 2018 года, - оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.