Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Головкиной Л.А.
судей
Бутковой Н.А, Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 августа 2019 года апелляционную жалобу Любущенко К. В. на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года по административному делу N 2а-6898/2019 по административному иску Любущенко К. В. к Территориальной избирательной комиссии N 29 о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, выслушав объяснения административного истца Любущенко К.В. и ее представителей Семикову Л.Е, Скорописенко В.В, представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии N 29 - Березина А.В, Белоусовой И.В, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Любущенко К.В. обратилась во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии N 29 от 17 июля 2019 года N 69-10 об отказе в регистрации Любущенко К.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224.
В обоснование административного иска Любущенко К.В. указала, что обратилась в установленном законом порядке в Территориальную избирательную комиссию N 29 осуществляющую полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 и полномочия окружной избирательной комиссии N 224 (далее ТИК N 29) с заявлением о согласии баллотироваться депутатом муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224, предоставив все установленные законом документы и в установленные сроки.
Решением ТИК N 29 от 17 июля 2019 года N 69-10 в регистрации административного истца кандидатом в депутаты отказано, поскольку данные о месте жительства сборщика подписей в подписных листах неполные, а именно не указан субъект Российской Федерации "Омская область", в связи с чем все подписи признаны недействительными.
Административный истец полагает, что решение административного ответчика является незаконным и подлежит отмене, поскольку подписные листы соответствуют требованиям закона, в них указаны полные сведения о месте жительства сборщика подписей.
Также административный истец указывает, что итоговым протоколом проверки подписей и подписных листов в поддержку кандидата от 17 июля 2019 года установлено, что из 22 предоставленных в комиссию подписей всего 1 подпись признана недействительной. Таким образом, решение ТИК N 29 от 17 июля 2019 года не соответствует заключению рабочей группы.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение районного суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, нарушением норм материального права.
Административный истец Любущенко К.В. и ее представители Семикова Л.Е, Скорописенко В.В. в заседание суда апелляционной инстанции явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители административного ответчика ТИК N 29 Березин А.В, Белоусова И.В. в заседание суда апелляционной инстанции явились, возражали против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что указание в подписных листах субъекта места регистрации сборщика подписей является обязательным и поскольку в подписных листах Любущенко К.В. отсутствует наименование субъекта Российской Федерации, где административный истец зарегистрирована в органах регистрационного учета граждан по месту жительства у ТИК N 29 имелись основания для признания всех подписей избирателей недействительными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям статьи 65 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", Обзору судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно положениям пункта 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде. Законом может быть предусмотрено, что при проведении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.
В подписных листах в полном объеме должны содержаться предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ сведения о лице, производившем сбор подписей избирателей.
С учетом указанных положений закона, при удостоверении подписного листа сборщиком подписей указывается: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата ее внесения.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают: адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.
Частью 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации установлено, что в составе Российской Федерации находится субъект Российской Федерации -Омская область.
Из материалов дела следует, что Любущенко К.В. в ТИК N 29 представлены подписные листы из которых следует, что сборщиком подписей являлась " Любущенко К. В, "дата", г. "адрес", д. "... "" (л.д.16-27).
Сторонами по делу не оспаривалось и подтверждено материалами дела, что данные о месте жительства сборщика подписей в подписных листах не содержат указания субъект Российской Федерации "Омская область".
Итоговым протоколом проверки подписей представленных в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты установлена только одна недостоверная подпись (л.д.9).
Решением ТИК N 29 от 17 июля 2019 года N 69-10 отказано в регистрации Любущенко К.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 75 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 224, поскольку данные о месте жительства сборщика подписей в подписных листах неполные, а именно не указан субъект Российской Федерации "Омская область", в связи с чем все подписи признаны недействительными (л.д.7-8).
Доводы административного истца относительно того, что в подписном листе указан город Омск, а указание субъекта является не обязательным, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку законом императивно указано на необходимость указания в подписном листе субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что сведения о месте жительства лица, производившего сбор подписей, отражены в подписных листах в соответствии с данными, зафиксированными в паспорте, признается Судебной коллегией несостоятельным, поскольку пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ включает в понятие адреса места жительства наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, где гражданин Российской Федерации зарегистрирован в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о соответствии подписных листов требованиям законодательства, что подтверждено рабочей группой при проверке подписей, поскольку полномочия по принятию решений о регистрации кандидатов, либо об отказе в регистрации возложены на избирательную комиссию.
Ссылка административного истца на Определение Конституционного суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1483-О, не может быть положена в отмену решения суда первой инстанции, поскольку предметом толкования Конституционного суда Российской Федерации являлся объем сведений об адресе месте жительства избирателя, а не сборщика подписей.
С учетом вышеизложенного Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что ТИК N 29 обоснованно признал все подписи недействительными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения.
Оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к принятию ТИК N 29 неверного решения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты Судебной коллегией.
При таком положении Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Любущенко К. В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.