Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В, Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышева А.А.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 августа 2019 года апелляционную жалобу Макаренко Е. А. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года по административному делу N 2а-6232/2019 по административному исковому заявлению Макаренко Е. А. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Московская застава об отмене решения об отказе в регистрации, принятии решения о регистрации кандидатом.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения административного истца - Макаренко Е.А, представителя административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Московская застава - Ефимова И.Е, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макаренко Е.А. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил:
отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Московская застава (далее - ИКМО Московская застава) от 15 июля 2019 года N 50 об отказе в регистрации кандидата, принятое в отношении административного истца;
принять решение о регистрации кандидатом на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва, назначенных на 8 сентября 2019 года по многомандатному избирательному округу N 4.
В обоснование заявления Макаренко Е.А. ссылался на то, что решением Муниципального совета муниципального образования Санкт-Петербургский муниципальный округ Московская застава (далее - МС МО МО Московская застава) на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов МС МО МО Московская застава шестого созыва; обязанности по проведению выборов возложены на ИКМО Московская застава.
Заявитель для реализации своего пассивного избирательного права обратился в установленный срок с заявлением о выдвижении в качестве кандидата в депутаты МС МО МО Московская застава (далее кандидат).
Вместе с тем, Макаренко Е.А. был уведомлен ИКМО об отсутствии в представленных документах, документа, подтверждающего факт оплаты изготовления листов с подписями избирателей, что послужило основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в регистрации Макаренко Е.А. в качестве кандидата в депутаты.
Полагая названное решение незаконным, Макаренко Е.А. ссылался на то, что требуемые документы, подтверждающие факт оплаты, были представлены им в объеме, позволяющем установить фактическое расходование денежных средств, имеющихся на специальном счете.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава от 18 июня 2019 года N 13/19 назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Решение вступило в силу со дня опубликования в газете "Муниципальный округ 44" 22 июня 2019 года.
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N4, секретарем ИКМО Московская застава 27 июня 2019 года в 11 часов 08 минут от Макаренко Е.А. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (справка);
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
В порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, 27 июня 2019 года Макаренко Е.А. дано письменное разрешение на открытие специального избирательного счета.
Согласно справке ПАО "Сбербанк России", Макаренко Е.А. 27 июня 2019 года был открыт специальный избирательный счет кандидата, на который были зачислены собственные денежные средства кандидата в размере 1 000 рублей.
Согласно подтверждению о получении документов от 6 июля 2019 года N 4, членом ИКМО от Макаренко Е.А. были приняты:
- подписные листы с подписями избирателей;
- протокол об итогах сбора подписей избирателей;
- документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (на 7 листах);
- первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
11 июля 2019 года административному истцу вручено извещение. Указано на отсутствие документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов.
Решением ИКМО от 15 июля 2019 года N 50 отказано в регистрации кандидата в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва по избирательному округу N 4 административному истцу на основании подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункта "и" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Основанием принятия оспариваемого решения послужило признание недействительными подписей в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов из средств избирательного фонда кандидата.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункте 4 статьи 28 Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".Так в частности пункт "в" части 4 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" одним из оснований отказа в регистрации кандидата указывает отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе, документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов.
В подтверждение о получении документов указываются все принятые документы с указанием количества листов и экземпляров каждого из документов, дата и время представления документов, дата и время начала приема документов, дата и время окончания приема документов.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Макаренко Е.А. были представлены требуемые документы в необходимом для регистрации форме и объеме.
При этом, ссылаясь на наличие документов, свидетельствующих об изготовлении подписных листов за счет средств избирательного фонда, истец в административном иске ссылался на то, что им представлены следующие документы:
выписка из лицевого счета за период с 27 июня 2019 года по 20 июля 2019 года, согласно которой 28 июня 2019 года со специального счета было списано 165 рублей;
платежное поручение от 28 июня 2019 года N 1, согласно которому сумма платежа 165 рублей, плательщик - административный истец, получатель - индивидуальный предприниматель Р.С.Ф, назначение платежа [отсутствует], ссылок на договор не имеется;
договор от 28 июня 2019 года N 1165739 между административным истцом и индивидуальным предпринимателем Р.С.Ф. на организацию и выполнение работ по изготовлению продукции (Подписные листы. Выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Московская застава шестого созыва 8 сентября 2019 года (15 шт.);
приложение N 1 к договору - подписной лист;
счет от 28 июня 2019 года N 02R2019-15396, в котором плательщиком указан административный истец, получателем индивидуальный предприниматель Р.С.Ф, наименование - изготовление 15 шт. подписных листов, черно-белая печать, цена 165 рублей;
акт приема-сдачи выполненных работ от 29 июня 2019 года N 02R2019-15396 между административным истцом и индивидуальным предпринимателем Р.С.Ф. к вышеуказанному договору.
Принимая во внимание, что представленное в материалы дела платежное поручение N1 от 28 июня 2019 года действительно не содержит сведений о наименовании назначения платежа, а также отсутствие у избирательной комиссии обязательств по установлению движения денежных средств кандидатов, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда, что представленные истцом документы не подтверждают факт оплаты кандидатом подписных листов, в то время как остальные документы подтверждают факт заключения и исполнения договора между административным истцом и индивидуальным предпринимателем Р.С.Ф. об изготовлении подписных листов, однако, не содержат достоверных сведений об источнике оплаты договора.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может прийти к выводу, что Макаренко Е.А. выполнил требования подпункта "а" пункта 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 в части предоставления в ИКМО документов, подтверждающих факт оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата.
Также судебная коллегия учитывает, что пунктом 16 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.
Таким образом, поскольку истцом не представлены необходимые документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты, отказ в регистрации является обоснованным и правомерным.
Доводы апелляционной жалобы, об отсутствии правовой нормы регулирующей необходимость указания в платежном документе конкретное наименование платежа, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку противоречат ранее приведенным нормам, действующего законодательства.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу утвержденных Банком России 19 июня 2012 года N 383-П Положениях о правилах осуществления перевода денежных средств, в платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.
Аналогичные требования закреплены в пункте 13 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" (вместе с "Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами", "Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)", "Правилами указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации"), согласно которым в реквизите "Назначение платежа" распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.
Таким образом, необходимость указания точного назначения платежа закреплена положениями, регулирующими банковскую деятельность, для наличия возможности идентификации поступающих и перечисляемых денежных средств, подтверждения целевого использования денежных средств.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.