Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего
Ильичевой Е.В.
Судей
Ивановой Ю.В,
Александровой Ю.К.
при секретаре
Чернышове А.А.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 августа 2019 года апелляционную жалобу Перова В. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года по административному делу N 2а-4238/2019 по административному исковому заявлению Перова В. Н. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата в депутаты, аннулировании регистрации кандидата Клиновицкой В. Л..
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В, выслушав объяснения административного истца - Перова В.Н, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское - Хорунжий В.Ю, представителя заинтересованного лица Клиновицкой В.Л. - Садовникова С.В, заключение прокурора Санкт-Петербургского городской прокуратуры - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Перов В.Н. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Смольнинское (далее - ИКМО Смольнинское) от 17 июля 2019 года N 26-24 о регистрации Клиновицкой В.Л. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 238.
В обоснование административного иска ссылался на то, что решением Муниципального Совета N 289 от 19 июня 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (далее - МС ВМО МО Смольнинское) шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 238.
По указанному избирательному округу также зарегистрирована кандидатом в депутаты и Клиновицкая В.Л.
Вместе с тем ИКМО, по мнению административного истца, необоснованно приняла решение о регистрации Клиновицкой В.Л, выдвинутой Политической партией КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" (далее - КПРФ), поскольку в представленных заинтересованным лицом для регистрации документах имелись существенные нарушения избирательного законодательства, препятствовавшие принятию документов.
Так административный истец ссылался на то, что указанные Клиновицкой В.Л. в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы являются не достоверными, поскольку эта деятельность не является источником основного дохода. При этом, указанная Клиновицкой В.Л. в заявлении должность отсутствует в штатном расписании КПРФ.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года Перову В.Н. отказано в удовлетворении требований административного иска.
В апелляционной жалобе Перов В.Н. ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой доказательств, принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщила, об отложении слушания дела не ходатайствовала, представление своих интересов доверила представителю, имеющему надлежащим образом удостоенные полномочия, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Клиновицкой В.Л.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о несостоятельности доводов административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Смольнинское N 289 от 19 июня 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва на 8 сентября 2019 года.
Данное решение опубликовано 20 июня 2019 года в газете муниципального образования "Муниципальный округ Смольнинское" N 10.
Решением ИКМО Смольнинское от 13 июля 2019 года N22-11 Перов В.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты МС ВМО МО Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 238.
Также решением МС ВМО МО Смольнинское от 17 июля 2019 года N26-24 Клиновицкая В.Л. зарегистрирована кандидатом в депутаты МС ВМО МО Смольнинское шестого созыва по избирательному округу N238.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата, а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.Как правильно указал суд первой инстанции, таких оснований в рамках рассмотренного дела не имеется.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N238, членом ИКМО Смольнинское 1 июля 2019 года в 15 часов 44минут от Клиновицкой В.Л. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- документ, подтверждающий принадлежность кандидата к политической партии, иному общественному объединению, статус кандидата в этой политической партии, общественном объединении;
- копия паспорта;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании;
- копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
- решение органа политической партии, съезда иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата;
- документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Согласно подтверждению о получении документов от 8 июля 2019 года, членом ИКМО от Клиновицкой В.Л. были приняты:
- справка об открытии счета;
- выписка из лицевого счета;
- первый финансовый отчет;
- диск СD-R.
Из представленных в материалы документов следует, что одновременно с заявлением, была подана и справка с места работы от 21 июня 2019 года, согласно которой Клиновицкая В.Л. работает в Санкт-Петербургском отделении Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ с 16 мая 2019 по настоящее время в должности "... ".
14 июля 2019 года Клиновицкая В.Л. подала в ИКМО Смольнинское заверенную в установленном порядке справку с места работы.
В ходе судебного разбирательства представителем Клиновицкой В.Л. была представлена суду копия трудового договора N 3/19-тд от 15 мая 2019 года, заключенного между Клиновицкой В.Л. и "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ", в соответствии с которым Клиновицкая В.Л. принята на должность "... ".
Наличие указанной должности в "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" подтверждается представленным суду штатным расписанием от 1 апреля 2019 года.
Сведений об осуществлении указанным кандидатом трудовой деятельности в иной организации административным истцом не представлено.
Таким образом, Клиновицкой В.Л. в установленный законом срок были представлены в ИКМО сведения о своей работе, подтвержденные документально, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для отмены по указанной причине решения Избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что необходимые документы в деле названного кандидата представлены. Избирательная комиссия не была введена заинтересованным лицом или избирательным объединением в заблуждение. Указанное нарушение также не может повлечь впоследствии нарушения прав избирателей.
При этом не могут быть положены в основу отмены решения суда доводы апелляционной жалобе о неверной оценке судом представленных Клиновицкой В.Л. сведений.
Так, в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
Проанализировав содержание представленных Клиновицкой В.Л. в ИКМО документов, судебная коллегия приходит к выводу, что условия, необходимые для уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата, были соблюдены заинтересованным лицом в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком представлены доказательства в подтверждение правомерности оспариваемого решения.
Оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к принятию ИКМО неверного решения, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.