Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
при секретаре
Мерцаловой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-6100/19 по апелляционной жалобе Панюта О. Н. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 июля 2019 года по административному иску Панюта О. Н. к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Муниципальный округ N 21 об оспаривании решений от 16 июля 2019 года N 2019/15-8 "О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Муниципальный округ N 21 шестого созыва по избирательному округу N 59 Желнова Д. В.".
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения административного истцы Панюты О.Н, представителя административного истца - Ф (по доверенности), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
установила:
Панюта О.Н. обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 21 (далее - ИКМО N 21) от 16 июля 2019 года N 2019/15-8 "О регистрации Желнова Д. В. кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 59".
В обоснование административного иска Панюта О.Н. ссылалась на то обстоятельство, что решением ИКМО N 21 от 12 июля 2019 года N 2019/12-10 она зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 21 шестого созыва по избирательному округу N 59, решение N 2019/15-8 о регистрации Желнова Д.В... кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 59, с которым истец не согласна, поскольку регистрация данного кандидата произведена с нарушением избирательного законодательства.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года в удовлетворении административного иска Панюта О.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июля 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального права.
Представитель административного ответчика ИКМО N 21, заинтересованные лица - Желнов Д.В. и представитель Санкт-Петербургского городского отделения Коммунистической партии Российской Федерации, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом посредством отправки смс-сообщения, а также по электронной почте; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 21 от 18 июня 2019 года N 11 назначены выборы депутатов муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 58).
Решением ИКМО N 21 от 20 июня 2019 года N 2019/03-7 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 21 шестого созыва возложены на ИКМО N 21 (л.д. 59).
Решением ИКМО N 21 от 12 июля 2019 года N 2019/12-10 Панюта О.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 21 шестого созыва по избирательному округу N 59 (л.д.63-64).
Решением этой же избирательной комиссии от 16 июля 2019 года N 2019/15-8 кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по указанному избирательному округу зарегистрирован Желнов Д.В. (л.д.60-61).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у ИКМО N 21 не имелось оснований, предусмотренных подпунктами "б", "в" пункта 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав, для отказа Желнову Д.В. в регистрации кандидатом в депутаты.
Данный вывод суда следует признать правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, или иным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 названного Закона выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях). Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 статьи 22 и пункте 3 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов.
В силу пункта 7 статьи 24 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, при выдвижении кандидата избирательным объединением помимо документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 этого же Закона Санкт-Петербурга, одновременно с представлением иных документов, необходимых для уведомления о выдвижении, кандидат в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 названного Закона Санкт-Петербурга, вместе с заявлением, указанным в пункте 1 статьи 22 данного Закона, представляет в окружную избирательную комиссию следующие документы:
а) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
В случае если уставом избирательного объединения при принятии решения о выдвижении кандидата предусматривается делегирование полномочий по выдвижению кандидата, вместе с решением о выдвижении кандидата в окружную избирательную комиссию также представляются документы, подтверждающие соблюдение указанного условия.
Согласно пункту 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, решение о выдвижении кандидата, указанное в приведённом выше подпункте "в" пункта 7 этой же статьи Закона Санкт-Петербурга, оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
а) место, дата и время проведения избирательным объединением мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов;
б) число зарегистрированных делегатов (участников, членов) съезда (конференции, общего собрания, собрания, руководящего органа) избирательного объединения;
в) число делегатов (участников, членов), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидатов в соответствии с федеральными законами и уставом избирательного объединения;
г) сведения о наличии согласия каждого гражданина на выдвижение от данного избирательного объединения;
д) способ и результаты голосования;
е) сведения о принятом решении.
В силу статьи 21 Федерального закона о политических партиях, политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона о политических партиях определено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В соответствии с пунктом 5.7 Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет.
Комитет КПРФ по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления (пункт 5.8 Устава КПРФ).
Постановлением (решением) Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ от 24 июня 2019 года согласована кандидатура Желнова Д.В, предложенная для выдвижения Калининским местным (районным) отделением КПРФ кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 21 шестого созыва по избирательному округу N 59 (л.д. 53).
Решением Пленума Комитета Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 25 июня 2019 года на основании результатов тайного голосования Желнов Д.В. выдвинут кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 59 (л.д. 52).
Следовательно, процедуру согласования выдвижения кандидата местным отделением КПРФ следует считать выполненной и соответствующей Уставу названной политической партии.
Представленное решение о выдвижении Желнова Д.В. соответствует требованиям, изложенным в подпункте "в" пункта 14.5 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и в пункте 9 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, поскольку содержит необходимые сведения, позволяющие сделать вывод о принятии уполномоченном органом в установленном Уставом политической партии порядке решения о выдвижении Желнова Д.В. кандидатом в депутаты.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о не предоставлении Желновым Д.В. документа о создании местного отделения КПРФ опровергаются материалами дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона о политических партиях, политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
Пунктом 1 статьи 15 Закона о политических партиях предусмотрено, что политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного Законом о политических партиях специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" в структуру КПРФ входят первичные отделения, местные отделения и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями партии. Структурные подразделения партии действуют на основании единого Устава КПРФ.
В силу пункта 5.1 Устава местное отделение КПРФ создается на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учетом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Желнов Д.В. представил в ИКМО N 21 свидетельство о государственной регистрации Санкт-Петербургского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", а также постановление Бюро Комитета названного регионального (городского) отделения политической партии от 01 апреля 2002 года о создании местных (районных) отделений политической партии КПРФ (л.д. 50-51, 54).
Довод апелляционной жалобы о том, что создание местного (районного) отделения КПРФ решением Бюро Комитета Санкт-Петербургского отделения КПРФ противоречит пункту 5.1 Устава КПРФ, поскольку таковое должно создаваться не решением Бюро Комитета, но решением Учредительного собрания или Конференции регионального (городского) отделения КПРФ, не может служить основанием для вывода о незаконности оспариваемого решения ИКМО N 21 и о наличии оснований для отмены постановленного по делу судебного решения.
Проверка принятых органами политической партии решений о создании своих структурных подразделений (региональных, местных) на предмет соответствия таких решений Уставу политической партии не входит в компетенцию избирательных комиссий при решении вопроса о регистрации кандидатов в депутаты, выдвигающихся политическими избирательными объединениями.
Доказательств того, что решение Бюро Комитета Санкт-Петербургского отделения КПРФ о создании Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 29 апреля 2002 года было отменено в соответствии с Уставом КПРФ, или признано в установленном законом порядке незаконным, стороной административного истца в ходе судебного разбирательства по данному делу не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что Калининское местное (районное) отделение КПРФ, выдвинув Желнова Д.В. от Политической партии КПРФ, приняло решение противоречащее пункту 9 статьи 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав, пункту 2 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов и пунктам 1, 2 статьи 25 Закона о политических партиях, несостоятелен.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона о политических партиях, решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Как уже было установлено, решение Пленума Комитета Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 25 июня 2019 года, которым Желнов Д.В. выдвинут кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 21, прошло процедуру согласования в Бюро Комитета Санкт-Петербургского городского отделения КПРФ, поэтому приведённой выше норме Закона о политических партиях, вопреки утверждениям истца, не противоречит.
Само по себе то обстоятельство, что Закон об основных гарантиях избирательных прав (пункт 9 статьи 35) и Закон о выборах депутатов муниципальных советов (пункт 2 статьи 24) признаёт избирательным объединением не только саму политическую партию но и её региональные и местные отделения, не свидетельствует о неправильности решения Пленума Комитета Калининского местного (районного) отделения КПРФ от 25 июня 2019 года, содержащего указание на выдвижение Желнова Д.В. от политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" и на получение от кандидата согласия на выдвижение от этой политической партии.
Исходя из положений подпункта "е" пункта 1, пункта 3 статьи 37 Закона о политических партиях, следует прийти к выводу о том, что политическая партия считается участвующей в выборах посредством выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, выдвигаются местными (районными) отделениями такой партии.
Поэтому указание в решении местного отделения политического партии о выдвижении кандидата о согласии последнего баллотироваться от самой политической партии, но не от её регионального или местного отделения, не может расцениваться в качестве несоответствия такого решения законодательству, определяющему порядок выдвижения кандидатов в депутаты от политических объединений.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 июля 2019 года по административному делу N 2а-6100/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу Панюта О. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.