Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Головкиной Л.А.
судей
Бутковой Н.А, Пошурковой Е.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
с участием прокурора
Ермаковой Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 9 августа 2019 года апелляционную жалобу Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 года по административному делу N 2а-9236/2019 по административному иску Федосеева А. В. к Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 9 июля 2019 года N 6-3 "Об отказе в регистрации Федосеева А. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208", решения избирательной комиссии от 15 июля 2019 года N 11-4 "О регистрации Федосеева А. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208", обязании зарегистрировать кандидата.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, выслушав объяснения административного истца Федосеева А.В. и его представителя Новикова А.В, представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги - Стригалева Б.Р, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры - Ермаковой Я.С, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федосеев А.В. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил:
- признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги (далее ИКМО МО Коломяги) от 9 июля 2019 года N 6-3 "Об отказе в регистрации Федосеева А.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208";
- признать незаконным и отменить решение ИКМО МО Коломяги от 15 июля 2019 года N 11-4 "О регистрации Федосеева А.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208";
- обязать ИКМО МО Коломяги зарегистрировать Федосеева А.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208.
В обоснование административного иска Федосеев А.В. указал, что обратился в установленном законом порядке в ИКМО МО Коломяги с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208, предоставил все необходимые для регистрации документы и в установленные законом сроки, однако административным ответчиком по результатам рассмотрения заявления и представленных Федосеевым А.В. документов принято решение от 9 июля 2019 года N 6-3 об отказе в регистрации.
Также административный истец указывает, что ИКМО МО Коломяги 15 июля 2019 года принято решение N 11-4, в соответствии с которым, решение от 9 июля 2019 года N 6-3 отменено и Федосеев А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты.
Оспариваемые решения по мнению административного истца не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 года административный иск удовлетворен частично.
Суд признал незаконным и отменил решение ИКМО МО Коломяги N 11-4 от 15 июля 2019 года о регистрации Федосеева А.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208. Признал незаконным и отменил решение ИКМО МО Коломяги N 6-3 от 9 июля 2019 года об отказе в регистрации Федосеева А.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208.
Также суд возложил на ИКМО МО Коломяги обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Федосеева А.В. кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208, в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части в удовлетворении требований Федосееву А.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение районного суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, нарушением норм материального права.
Представитель административного ответчика ИКМО МО Коломяги - Стригалев Б.Р. в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Административный истец Федосеев А.В. и его представитель Новиков А.В. в заседание суда апелляционной инстанции явились, возражали против доводов апелляционной жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица - Санкт-Петербургской избирательной комиссии не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования административного иска в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным истцом представлены документы, подтверждающие указанный в заявлении о согласии баллотироваться род его занятия; кандидатом указан адрес места жительства, в соответствии с паспортом; заявителем указаны сведения о доходах, в связи с чем, признал незаконным решение ИКМО МО Коломяги от 9 июля 2019 года N 6-3 об отказе Федосееву А.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Удовлетворяя заявленные требования административного иска в части признании незаконным решения от 15 июля 2019 года N 11-4 о суд первой инстанции пришел к выводу, что действующим избирательным законодательством не установлено полномочие избирательной комиссии, принявшей решение об отказе в регистрации кандидата, на отмену указанного решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", Обзору судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Положениями Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" обеспечивается реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, определен порядок подготовки и проведения выборов депутатов муниципальных советов, а также установлены гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов, которые дополняют гарантии, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, представляются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в окружную избирательную комиссию; б) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Как установлено пунктом 4 статьи 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, в окружную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно Федеральному закону.
Из материалов дела следует, что 1 июля 2019 года Федосеев А.В. подал в ИКМО МО Коломяги заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального совета данного муниципального образования шестого созыва по избирательному округу N 208, указав при этом адрес места жительства: "адрес", а также, что является индивидуальным предпринимателем (л.д.38-39).
Вместе с заявлением о согласии баллотироваться Федосеевым А.В. представлены сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а именно: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 7 июля 2011 года (л.д. 40-52). Административному истцу ИКМО МО Коломяги выдано подтверждение в принятии указанных документов (л.д.35).
Решением ИКМО Коломяги от 9 июля 2019 года N 6-3 административному истцу отказано в регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Коломяги по основаниям, изложенным в подпунктах "в", "г" и "д" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", поскольку:
- в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах не заполнены графы "земельные участки", "жилые дома", "дачи", "гаражи", "иное недвижимое имущество", то есть не проставлены какие либо знаки подтверждения наличия или отсутствия имущества, что делает невозможным определить их наличие или отсутствие;
- в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведения о месте жительства заявителя не соответствуют сведениям о регистрации, указанным в паспорте заявителя - сведения о районе проживания в соответствии с регистрационными данными паспорта в заявлении не указаны. Отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом является основанием для отказа в регистрации кандидата.
- заявителем не представлены документы, подтверждающие род занятий на момент подачи заявления. Представленные сведения за 2011 год не могут считаться надлежаще подтверждающими род занятий заявителя на момент подачи документов (л.д.7-8).
Судом первой инстанции обосновано, не приняты во внимание доводы административного ответчика о несоответствии сведений в заявлении кандидата, сведениям о месте жительства кандидата указанным в паспорте, ввиду отсутствия сведений о районе города, в котором проживает Федосеев А.В, поскольку согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 года N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга", район Санкт-Петербурга - административно-территориальная единица Санкт-Петербурга, в границах которой осуществляют свою деятельность исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга - администрации районов Санкт-Петербурга. Границы районов Санкт-Петербурга устанавливаются согласно приложению 1 к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
С учетом указания административным истцом полного адреса своего места проживания и положений Закона Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 года N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" имеется возможность установить необходимые сведения.
Сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону N 67-ФЗ, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом пункта 14.5 Правил оформления сведений о кандидатах, избирательных объединениях, в том числе с использованием ГАС "Выборы", утвержденных секретарем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 11 апреля 2016 года, в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супруге и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумаг, сведения должны быть внесены в каждую графу таблицы. Если кандидат не имеет имущества какого-либо вида, то в соответствующей графе таблицы необходимо указать цифру "0" (не следует писать "сведения отсутствуют", "сведений нет" и т.п.).
В оспариваемом решении ИКМО МО Коломяги от 9 июля 2019 года N 6-3, указано, что заявителем нарушены положения подпункта "д" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, в соответствии с которой основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом.
Однако как установлено судом и подтверждается материалами дела, Федосеевым А.В. в ИКМО МО Коломяги представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, где заявителем были указаны сведения о доходах, посредством внесения записи "0" в соответствующую графы справки (л.д.50-52).
С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что избирательная комиссия в качестве оснований для отказа заявителю в регистрации кандидатом в депутаты необоснованно указала на нарушения подпункта "д" пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46, поскольку указанная норма закона предполагает полное отсутствие необходимых к указанию сведений.
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.
Сведения об основном месте работы могут подтверждаться копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством.
В заявлении о согласии баллотироваться Федосеев А.В. указал на то, что он является индивидуальным предпринимателем, в подтверждение чего им представлено свидетельство о внесении в ЕГРИП соответствующей записи, что является допустимым и достаточным доказательством подтверждения рода его занятия. При этом Судебная коллегия исходит из того, что законодательство о выборах, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата. С учетом изложенного Судебная коллегия считает, что административным ответчиком необоснованно отказано в регистрации Федосеева А.В. кандидатом в депутаты, ввиду не подтверждения рода занятий, указанного в заявлении о согласии баллотироваться.
Решением ИКМО МО Коломяги от 15 июля 2019 года N 11-4 отменено решение от 9 июля 2019 года N 6-3 об отказе в регистрации Федосеева А.В. кандидатом в депутаты. Принято решение зарегистрировать Федосеева А.В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Коломяги шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 208 (л.д.9).
Порядок оспаривания решений избирательных комиссий установлен статьей 75 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которой решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Поскольку ИКМО МО Коломяги не наделена правом на отмену своих решений, вывод суда первой инстанции о незаконности решения от 15 июля 2019 года N 11-4 является верным.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты Судебной коллегией.
При таком положении Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Коломяги - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.