Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Ивановой Ю.В, Ильичёвой Е.В.
с участием прокурора
Бахтиной Н.И.
при секретаре
Мерцаловой Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-6139/2019 по апелляционной жалобе Бурмана Г. В. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 30 июля 2019 года по административному иску Вайцехович Н. А. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка об оспаривании решения от 09 июля 2019 года N 69 "О регистрации Бурмана Г. В. кандидатом в депутаты Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Гражданка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48".
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения заинтересованного лица Бурмана Г.В, его представителя - адвоката Ф.И.О. (по ордеру), заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга - Бахтиной Н.И, судебная коллегия
установила:
Вайцехович Н.А. обратилась в Калиниский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка (далее - ИКМО Гражданка) от 09 июля 2019 года N 69 "О регистрации Бурмана Г. В. кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48", а также аннулировать регистрацию Бурмана Г.В. кандидатом в депутаты.
В обоснование административного иска Вайцехович Н.А. ссылалась на то обстоятельство, что решением ИКМО Гражданка от 05 июля 2019 года N 55 она зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Гражданка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48, однако этой же избирательной комиссией 09 июля 2019 года принято решение N 69 о регистрации Бурмана Г.В. кандидатом в депутаты муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга также по многомандатному избирательному округу N 48, с которым истец не согласен по причине предоставления Бурманом Г.В. не в полном объёме документов, необходимых для регистрации кандидатом в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Так, по утверждению административного истца основанием для отказа в регистрации кандидатом является отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных законом, сокрытие сведений о судимости, в связи с чем, в заявлении о согласии баллотироваться не содержатся достоверные сведения о праве кандидата быть избранным. Каких либо конкретных обстоятельств, подтверждающих доводы истца о несоответствии сведений содержащихся в представленных Бурманом Г.В. в избирательную комиссию документах требованиям закона, в исковом заявлении не указывалось.
30 июля 2019 года Вайцехович Н.А. подала в суд уточнённое административное исковое заявление, в котором просила иск удовлетворить в связи с тем, что в заявлении о согласии баллотироваться, в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, Бурман Г.В. не поставил дату, и подпись; копии страниц паспорта и документа об образовании не заверены кандидатом; копия документа об образовании выполнена не с оригинала документа, но с ранее заверенной неустановленным лицом копии; кандидат не указал и не подтвердил сведения о профессиональном образовании; в заявлении о согласии баллотироваться отсутствуют необходимые реквизиты документа об образовании; согласие баллотироваться, поданное в избирательную комиссию, указывает на выдвижение Бурмана Г.В. по другому избирательному округу.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года требования административного иска удовлетворены в полном объеме; признано незаконным и отменено решение ИКМО Гражданка от 09 июля 2019 года N 69 "О регистрации Бурмана Г.В. кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Гражданка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48".
Этим же решением с ИКМО Гражданка в пользу Вайцехович Н.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Бурман Г.В. просит решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июля 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушением судом норм материального и процессуального права.
Административный истец Вайцехович Н.А, представитель административного ответчика ИКМО Гражданка, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом посредством факсимильной связи и электронной почты, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Решением ИКМО Гражданка от 05 июля 2019 года N 55 Вайцехович Н.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Гражданка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48 (л.д.7).
Решением ИКМО Гражданка от 09 июля 2019 года N 69 Бурман Г.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Гражданка шестого созыва по этому же многомандатному избирательному округу (л.д.8).
Удовлетворяя административный иск Вайцехович Н.А, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Бурманом Г.В. не представлено необходимых сведений об образовании, а также в заявлении о согласии баллотироваться не указаны реквизиты документа об образовании и квалификации, что является основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Данный вывод суда нельзя признать правильным.
В соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).
Следовательно, приобретённая гражданином квалификация основывается на полученной в результате обучения специальности.
Согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата (Постановление ЦИК от 11 июня 2014 года N 235/1488-6) в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год её окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункт 1).
Из приведённых выше норм права следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться на выборах определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, в частности, дипломом, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех сведениях о кандидате, сообщение которых в силу закона является обязательным.
В заявлении Бурман Г.В. указал, что профессиональное образование получил в "... "; указала год окончания института - "дата", а также серию и номер диплома
В подтверждение правильности сведений об образовании Бурманом Г.В. к заявлению прилагалась копия диплома, в котором содержатся все необходимые данные о приобретённой квалификации, а также сами реквизиты документа (л.д. 18, 36).
Закон об основных гарантиях избирательных прав и Закон Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов не содержат требований к кандидату об указании в заявлении сведений о квалификации.
Согласно пункту 1 статьи 38 Закон об основных гарантиях избирательных прав регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
В силу пункта 6 статьи 76 названного федерального закона, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Основания для отказа в регистрации кандидата исчерпывающе изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и пункте 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов.
Наличие таких оснований в ходе разбирательства по данному делу не установлено.
Статьей 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии либо уполномоченным на то уставом политической партии постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии (пункт 2 статьи 33 Закон об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи Закона к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 названного Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Из материалов дела следует, что 26 июня 2019 года Бурман Г.В. подал в ИКМО Гражданка заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета названного муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по избирательному округу N 48 от избирательного объединения Региональное отделение политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в городе Санкт-Петербурге (л.д. 18-19).
Согласно Подтверждению о получении документов о выдвижении кандидата по избирательному округу N 48 (л.д. 37-38), заместителем председателя ИКМО Гражданка 28 июня 2019 года в 11 часов 19 минут от Бурмана Г.В. приняты следующие документы:
- заявление о согласии баллотироваться;
- копия страниц паспорта гражданина Российской Федерации;
- копия документа, подтверждающего сведения об образовании (диплом);
- копия свидетельства ИНН;
- сведения о размере и об источниках доходов кандидата;
- копия свидетельства о регистрации избирательного объединения;
- протокол конференции Регионального отделения политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде;
- фото 3х4.
01 июля 2019 года председателем ИКМО Гражданка от Бурмана Г.В. были приняты:
- первый финансовый отчет кандидата;
- выписка из лицевого счета за период "дата"
- копия доверенности финансового уполномоченного;
- заявление о назначении финансовым уполномоченным;
- заявление о согласии финансового уполномоченного с приложением копии его паспорта, СНИЛС, пенсионного удостоверения;
- внешний носитель информации с документами в машиночитаемом виде.
Факт передачи 01 июля 2019 года Бурманом Г.В. председателю ИКМО Гражданка перечисленных выше документов подтверждается соответствующим документом (л.д. 39).
Таким образом, Бурманом Г.В. в ИКМО Гражданка были представлены все необходимые для рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации его кандидатом в депутаты документы, поэтому довод административного истца, содержащийся в первоначально поданном исковом заявлении в суд о предоставлении Бурманом Г.В. неполного комплекта документов, несостоятелен.
У суда первой инстанции отсутствовали процессуальные основания для принятия 30 июля 2019 года административного иска, в котором Вайцехович Н.А. ссылалась на обстоятельства, не указанные в принятом судом 26 июля 2019 года иске.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, задачами которого являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, гарантируя каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, обязывает участвующих в деле лиц добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и обращаться в суд исключительно путем подачи административного искового заявления, заявления, жалобы, представления и иных документов на бумажном носителе или в электронном виде (статьи 3, 4; части 2 и 6 статьи 45).
Согласно части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.
Исходя из предписаний статьи 125 названного процессуального закона, изменение оснований заявленных требований должно оформляться в виде соответствующего письменного заявления, подписанного с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд, а также должно быть изложено дополнительное основание и доводы, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.
Исполнение этой процессуальной обязанности необходимо, поскольку в силу положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Глава 24 названного процессуального Закона, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права, в том числе, путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) регистрации кандидата, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания в отличие от рассматриваемых в порядке главы 22 этого же Кодекса дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, содержащей предписание о том, что по этой категории дел суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении (часть 8 статьи 226).
Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса, следовательно, по такой категории административных дел суд первой инстанции разрешает спор между равными субъектами избирательных правоотношений.
Приведенные законоположения в их системном единстве, свидетельствуют о том, что предписания части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подлежат применению по названной категории административных дел исключительно в случае оспаривания решений избирательных комиссий, являющихся препятствием для реализации пассивного избирательного права (например, об отказе в регистрации кандидата), то есть когда спор разрешается между неравными субъектами публичных правоотношений: избирательной комиссией, обладающей публичными полномочиями, и гражданином.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
В части 7 указанной статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прямо указано, что срок на подачу административного иска, установленный, в том числе вышеприведенной частью 4 названной статьи Кодекса, не подлежит восстановлению независимо от причин пропуска.
С учетом приведённых процессуальных норм, административный иск, поданный административным истцом 30 июля 2019 года, то есть за пределами процессуального срока, установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и содержащий новые основания для несогласия административного истца с решением ИКМО Гражданка о регистрации Бурмана Г.В, не подлежал принятию судом и разрешение по существу.
Суду первой инстанции следовало обратить внимание на то обстоятельство, что указываемые представителем Вайцехович Н.А. в уточнённом административном исковом заявлении недостатки в документах, поданных Бурман Г.В. в избирательную комиссию, обнаружены истцом в результате ознакомления с этими документами после обращения в суд, то есть на момент направления в суд первоначального иска истец и его представитель не знакомились с документами Бурмана Г.В. и предъявили иск исключительно с целью соблюдения установленного законом срока на обжалование решения избирательной комиссии.
В связи с этим, доводы уточнённого административного иска не могли рассматриваться судом и служить основанием для принятия решения об удовлетворении иска.
На основании изложенного, решение подлежит отмене, как принятое при недоказанности установленных судом обстоятельств и с нарушением норм процессуального права (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 310 КАС РФ), с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 30 июля 2019 года по административному делу N 2а-6139/2019, отменить.
В удовлетворении административного иска Вайцехович Н. А. к избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Гражданка о признании незаконным и отмене решения от 09 июля 2019 года N 69 "О регистрации Бурмана Г. В. кандидатом в депутаты Муниципального совета Муниципального образования муниципальный округ Гражданка шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 48" отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.