Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Егоровой О.А,
с участием прокурора Соловьевой В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-122/2019 по административному исковому заявлению Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании незаконными пунктов 1 и 2 решения от 30 июня 2019 года N107-1,
установил:
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 30 июня 2019 года N107-1 "О возложении полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское на Территориальную избирательную комиссию N 22" постановлено:
1. возложить со дня принятия настоящего решения полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское на Территориальную избирательную комиссию N 22 до истечения срока полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское состава 2017 - 2022 годов.
2. Обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское состава 2017 - 2022 годов передать Территориальной избирательной комиссии N 22 документы, связанные с выборами депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва, не позднее 1 июля 2019 года.
3. Обязать Территориальную избирательную комиссию N 22 осуществлять приём документов для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское шестого созыва в период, установленный решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 июня 2019 года N104-39 "О жалобах Багрова Ю.Д, Бариновой Н.Ю, Максимова Р.И, Островского Б.А, Первовского В.С, Регионального отделения в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА".
4. Направить копию настоящего решения в муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское, избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское, Территориальную избирательную комиссию N 22.
5. Опубликовать настоящее решение в сетевом издании "Вестник Санкт-Петербургской избирательной комиссии".
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Егорову А.В. (л.д.10-11).
Избирательная комиссия муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными пункты 1 и 2 решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 30 июня 2019 года N107-1, ссылаясь на то, что избирательная комиссия муниципального образования сформирована в соответствии с требованиями закона и функционирует в правомочном составе; со дня формирования наделена соответствующими полномочиями по организации и проведению выборов в представительный орган местного самоуправления данного муниципального образования, и может быть лишена таких полномочий лишь при её расформировании судом.
Каких-либо оснований, установленных избирательным законодательством, для лишения избирательной комиссии муниципального образования полномочий, не имелось.
Председатель Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское Зимин В.Ю. в судебное заседание явился, на удовлетворении требований административного иска настаивает.
Представитель административного ответчика, Санкт-Петербургской избирательной комиссии Зацепа О.О, действующий на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явился, просит в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо, Территориальная избирательная комиссия N 22 Санкт-Петербурга своего представителя в судебное заседание не направило, извещено судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.52-55), о причинах неявки в суд не сообщило, ходатайств об отложении судебного разбирательства, возражений по существу административного иска не представило; в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного искового заявления надлежит отказать.
Порядок формирования и организации работы избирательных комиссий в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 385-57 "О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге" на территориальную комиссию могут возлагаться полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга (далее - муниципальное образование) по решению Санкт-Петербургской избирательной комиссии, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования. В случае отсутствия представительного органа муниципального образования - по решению Санкт-Петербургской избирательной комиссии.
17 февраля 2010 года на основании пункта 9 статьи 21 указанного Федерального закона и в целях реализации статей 22, 24 - 27 данного Федерального закона Центральной избирательной комиссией Российской Федерации издано Постановление N 192/1337-5, пунктом 1 которого утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2.1 указанных Методических рекомендаций в целях совершенствования системы избирательных комиссий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать систему действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации на постоянной основе избирательных комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований) с точки зрения целесообразности возложения на них полномочий других избирательных комиссий, учитывая при этом сроки их полномочий, мнение по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления и иные связанные с этим вопросом обстоятельства. При этом в случае отсутствия практической необходимости в значительном количестве избирательных комиссий, обеспечивающих проведение выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предлагается шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями, в том числе имеющие комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы".
Из данных разъяснений следует, что возможность возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию возможна и в целях совершенствования системы избирательных комиссий и отсутствии практической необходимости в наличии избирательной комиссии в данном муниципальном образовании.
Однако на наличие такого обстоятельства в обоснование своего решения Санкт-Петербургская избирательная комиссия не ссылалась.
Судом установлено, что решением муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское от 29 июня 2019 года N 1-41 постановлено обратиться в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию с просьбой о возложении полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское на Территориальную избирательную комиссию N 22 до окончания срока полномочий избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Сампсониевское (л.д.76).
Данное решение и соответствующее обращение главы муниципального образования - председателя муниципального совета муниципальный округ Сампсониевское от 29 июня 2019 года поступили в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию 30 июня 2019 года.
Суд полагает, что в отсутствие анализа практической необходимости в наличии избирательной комиссии в данном муниципальном образовании для принятия решения о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на иную комиссию, избирательная комиссия субъекта должна установить не только наличие юридического состава для принятия такого решения, но и наличие фактических обстоятельств, свидетельствующих либо о невозможности исполнения избирательной комиссией муниципального образования своих полномочий в период избирательной кампании, например, в силу неправомочного состава, либо свидетельствующих о ненадлежащем исполнении избирательной комиссией своих полномочий.
Иное фактически свидетельствовало бы о произвольности такого решения избирательной комиссии субъекта, что недопустимо.
Как следует из решения Санкт-Петербургского городского суда от 2 июля 2019 года по административному делу N 3а-120/2019, решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 22 июня 2019 года N103-14, принятой по обращению Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в городе Санкт-Петербурге, избирательным комиссиям муниципальных образований, а также территориальным избирательным комиссиям в Санкт-Петербурге, на которые возложены полномочия ИКМО, предписано осуществление приёма документов в определённое время, обеспечение возможности всем лицам, явившимся в ИКМО для предоставления указанных документов, подать их в тот же день, для чего, в случае необходимости, организовать работу за пределами нормальной продолжительности рабочего дня.
Аналогичное предписание избирательной комиссии субъекта в отношении Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское изложено и в решении Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 июня 2019 года N104-39, принятом по результатам рассмотрения жалоб Багрова Ю.Д, Бариновой Н.Ю, Максимова Р.И, Островского Б.А, Первовского В.С, Регионального отделения в Санкт-Петербурге Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ РОСТА".
В ходе судебного разбирательства по административному делу N 3а-120/2019 председатель избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское Зимин В.Ю. подтвердил, что решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 25 июня 2019 года N104-39 и от 22 июня 2019 года N103-14, в том числе и в части, устанавливающей порядок организации приёма кандидатов, не исполнялись избирательной комиссией муниципального образования.
Изложенные обстоятельства, установленные судом по административному делу N 3а-120/2019, не оспариваются и в рамках настоящего дела.
Таким образом, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии имелись как юридические, установленные пунктом 4 статьи 24 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, так и фактические основания (ненадлежащее исполнение избирательной комиссией муниципального образования своих полномочий в период избирательной кампании) для принятия обжалуемого решения, которое не может быть признано незаконным по доводам административного иска.
Административный истец на нарушение Санкт-Петербургской избирательной комиссией процедуры принятия решения не ссылается, такие нарушения не установлены и судом, поскольку соблюдение процедуры следует из протокола заседания Санкт-Петербургской избирательной комиссии N 107 от 30 июня 2019 года, журнала посещений заседаний Санкт-Петербургской избирательной комиссии членами комиссии с правом решающего голоса (л.д.69-74).
Согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава.
Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии.
При таких обстоятельствах, следует согласиться и с правильностью обжалуемого решения в части срока, на который переданы полномочия.
Поскольку решение избирательной комиссии субъекта в части передачи полномочий является законным и обоснованным, то таковым является и решение в части возложения на избирательную комиссию муниципального образования обязанности по передаче в территориальную избирательную комиссию избирательной документации в установленный (разумный) срок с целью преемственности в деятельности избирательных комиссий, организующих проведение выборов, для обеспечения непрерывности осуществления избирательных процедур всеми участниками избирательного процесса.
С учётом изложенного, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Избирательной комиссии муниципального образования муниципальный округ Сампсониевское к Санкт-Петербургской избирательной комиссии о признании незаконными пунктов 1 и 2 решения от 30 июня 2019 года N107-1, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись Белоногий А.В.
Копия верна Судья Белоногий А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.