Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Колоцей И.А,
с участием прокурора Фёдоровой Ю.О,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вишневского Б. Л. о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 7 июля 2019 года N 111-16 "Об отказе в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга Вишневского Б. Л.",
УСТАНОВИЛ:
постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 31 мая 2019 года N 280 на 8 сентября 2019 года назначены выборы высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга (л.д. 83).
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 7 июля 2019 года N 111-16 Вишневскому Б. Л, выдвинутому избирательным объединением Санкт-Петербургское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", отказано в регистрации кандидатом на должность высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга в связи с тем, что кандидатом не представлены листы поддержки с подписями депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также документы, предоставление которых предусмотрено статьями 24 и 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 июня 2012 года N 341-60 "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга" (л.д. 79-82).
Вишневский Б.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить вышеназванное решение.
В обоснование заявленных требований, административный истец указывает на то, что им сделано всё возможное для предоставления необходимого числа подписей: в период с 10 по 24 июня 2019 года он посетил лично 84 муниципальных совета, передал личное обращение на имя каждого депутата с просьбой о поддержке выдвижения, однако смог собрать только пять подписей. Административный истец полагает, что сложилась ситуация, при которой депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, представляющие одну политическую партию, не допускают к выборам представителя другой политической партии, что противоречит правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N32-П. В тоже время Вишневский Б.Л. полагает, что имеет достаточную поддержку избирателей, поскольку в 2016 году на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга список партии, который он возглавлял, набрал около 10% голосов, а в одномандатном округе N2 в Центральном районе Санкт-Петербурга за него проголосовало почти 30% избирателей.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Санкт-Петербургской избирательной комиссии Санкт-Петербурга возражал против удовлетворения административных исковых требований, указывая на отсутствие законных оснований для регистрации Вишневского Б.Л. кандидатом на должность высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд считает, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В пункте 24 статьи 38 данного Федерального закона содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации (подпункт "д.1").
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено подпунктом "е" пункта 5 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга".
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 этого же закона.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 указанного Федерального закона на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом 15 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга" установлено, что в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга; число указанных подписей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 10 процентов от общего числа депутатов муниципальных советов на день принятия решения о назначении выборов. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных советов.
Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 31 мая 2019 года N 99-10 определено, что число подписей депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, необходимое для поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга, составляет 155, при этом кандидат на должность Губернатора Санкт-Петербурга должен быть поддержан депутатами не менее чем в 84 муниципальных советах внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (л.д. 84).
В силу пункта 18 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга" листы поддержки кандидата представляются кандидатом в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Вишневским Б.Л, им для регистрации кандидатом на должность высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга листы поддержки не представлены.
Более того, Вишневским Б.Л. в избирательную комиссию не представлены и иные документы, представление которых предусмотрено законом, а именно:
письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и(или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6. статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункт "д" пункта 1 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга");
первый финансовый отчет кандидата (пункт 9 статьи 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпункт "г" пункта 1 статьи 24 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга");
сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Правительства Санкт-Петербурга (пункт 1.2. статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 2-1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга");
письменные заявления о согласии лиц на представление их в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с обязательством в случае наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прекратить деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 1.4. статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 2-3 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга");
копии документов, подтверждающих сведения, указанные в заявлениях о согласии лиц на представление их в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 1.5. статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 2-4 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга").
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также является основанием для отказа в регистрации кандидата согласно подпункту "а.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Доводы административного иска касаются исключительно вопросов предоставления кандидатом листов поддержки депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.
Однако, вне зависимости от обстоятельств, связанных с представлением Вишневским Б.Л. листов поддержки, у Санкт-Петербургской избирательной комиссии отсутствовали законные основания для регистрации кандидата Вишневского Б.Л. в связи с несоблюдением им вышеуказанных положений федерального и регионального законодательства.
При таких обстоятельствах законность решения избирательной комиссии об отказе в регистрации Вишневского Б.Л. кандидатом на должность высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга не вызывает сомнений.
Доводы Вишневского Б.Л. о наличии препятствий в сборе подписей депутатов муниципальных советов ввиду поддержки ими кандидатов, представляющих определённую политическую силу, отклоняются судом, поскольку в рамках настоящего дела подлежит оценке законность решения избирательной комиссии, выяснение же обстоятельств проставления подписей не входит в компетенцию избирательной комиссии, в связи с чем, не может повлиять на законность её решения.
Конституционно-правовое истолкование норм избирательного законодательства, данное в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, от 24 декабря 2012 года N32-П, на которое ссылается Вишневский Б.Д, данный вывод не опровергает.
Напротив, указанным Постановлением выявлен конституционно-правовой смысл положений положения абзацев восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого и шестнадцатого пункта 3 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также пунктов 17 - 20 статьи 37 и подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающих в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что эти законоположения предполагают обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5 процентов установленное законом субъекта Российской Федерации число подписей.
В Санкт-Петербурге приняты соответствующие законоположения.
Пунктом 19 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга" ограничено число подписей депутатов муниципальных советов, представляемых в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию - оно может превышать необходимое число подписей не более чем на 5 процентов, чем по смыслу, выраженному в приведённом Постановлении, исключена возможность создания искусственных препятствий выдвижению кандидатов, в том числе Вишневского Б.Л.
Как не влияющий на законность решения избирательной комиссии не может быть проверен в рамках настоящего избирательного дела и довод Вишневского Б.Л. о наличии у него достаточной поддержки избирателей.
Следует отметить, что поддержка кандидата не избирателями, а именно выборными лицами местного самоуправления, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24 декабря 2012 года N32-П, свидетельствует в числе прочего и об определенной интегрированности кандидата в политическую систему общества и, соответственно, означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.
Вишневский Б.Л. наличие такой способности поддержкой депутатов муниципальных образований, вне зависимости от причин, не подтвердил.
При таких обстоятельствах следует признать оспариваемое решение законным и обоснованным, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Вишневского Б. Л. о признании незаконным и отмене решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 7 июля 2019 года N 111-16 "Об отказе в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга Вишневского Б. Л." отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья О.А.Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.